Прочность петли в трех типах станций

Несколько недель назад команда страшно любопытных альпинистов проезжала мимо лаборатории Гарантий Качества. Один из интересующих их вопросов звучал чаще обычного: «Как собрать наиболее прочную станцию?»

Источник blackdiamond

Автор: Сolin Powick

В настоящее время это один из наиболее часто задаваемых вопросов, которые я когда-либо слышал, потому что на него, конечно же, нет точного ответа. В этом вопросе участвует слишком много факторов, включая качество точек, качество скальной породы или льда, используемые материалы и многое другое. Тем не менее, ради изучения вопроса, мы решили упростить задачу до двух «идеальных» точек на шлямбурах и одной  выравненной петли. Я незамедлительно ответил, что такая конструкция будет иметь большой запас прочности при большинстве ситуации во время восхождения, но каждый раз, когда вы завязываете узлом петлю, это снижает её прочность. Вспомните, я не гид, и не претендую на такое звание, и я не говорю, какой способ распределения нагрузки лучше или хуже. Всё, что я предоставляю – это немного данных, основанных на очень небольшом (если точнее одном) количестве результатов по каждой схеме.

Тесты

Моя слом-команда инженеров  решила проверить три наиболее часто используемых метода блокировки точек, используя петлю 120 см: компенсационной петлёй, «эквалайзером» (компенсационная петля с узлами), и блокировку восьмёркой. И снова, я не углубляюсь в положительные или отрицательные стороны каждой ситуации (например,  возникающий рывок, в случае если одна точка вылетит и насколько действительно распределяется нагрузка). Это только сравнение прочности трёх типов организации станций в одинаковых условиях.

Результаты

Тип станцииПиковая нагрузка (кН)Тип повреждений
Компенсационная35.6нет (предел машины)
c узлами21.2по сшивке
Восьмёркой23.5по сшивке

Так что же все эти числа значат? Для начала несколько фактов:

  • По СЕ-сертификату петля имеет прочность 22кН
  • Обычные  СЕ-сертифицированные карабины (например, муфтованные, с проволочной и гнутой защёлками) с закрытой защёлкой держат 20кН минимум
  • По СЕ-сертификату френды выдерживают 5 кН, но большинство из них способно держать больше 10кН

Компенсационную петлю наша растяжная машина вообще не смогла порвать. Вот это НАДЁГА. В обоих случаях блокировки точек с узлами на петле, предельная прочность превысила 20 кН. Как мы видели в предыдущих экспериментах с соединением петель удавкой, связыванием петель и т.д., узлы уменьшают предельную прочность в пределах от 40-60% и разрыв всегда приходится на узел. Тем не менее, даже если это может показаться сильным уменьшением прочности (а это так и есть), итог таков, что станция всё равно остаётся достаточно прочной для любого типичного сценария срыва на неё. Лазайте безопасно, КП

Колин Повик (КП) – инженер-механик родом из Калгари (Calgary), Канада. В его багаже почти 20 лет работы специалистом по эксплуатации, а с 2002 года он занимает должность заместителя директора по всеобщему качеству фирмы Блэк Даймонд (Black Diamond). Колин контролирует тестирование всего снаряжения фирмы, начиная с фазы разработки прототипа вплоть до  непрерывного тестирования случайных образцов конечной продукции.

Еще интересные статьи

Добавить комментарий