АльпинизмВсе новости

Полный Укю

В качестве предисловия хотелось бы отметить, что всё  написанное ниже отражает мой личный, субъективный, возможно где-то ошибочный  взгляд на горы, альпинизм в целом, и в нашей стране, в частности.

Автор: Денис Пилант, Витебск

Вот и подошел к концу очередной сезон. С подачи инструктора (Ядевич Иосиф Робертович), в этом году решили побывать в Безенги. Назвать поездку сборами, а нашу компанию клубом, язык почему-то не поворачивается. Ведь это придало бы выезду какой-то официально-спортивный статус, а я этого никогда не чувствовал. Возможно, благодаря дружеской атмосфере поездки, основанной на доверии и ответственности каждого участника. И никакой организационной волокиты, горячо любимой у нас. Думаю, что в этом заслуга нашего руководителя, человека дела, а не пустых слов, который любит горы, каждый год на деле доказывает это и заражает сим опасным недугом неокрепшие умы молодежи. В итоге, очередной раз положились только на свои силы и средства, и очередной раз я убедился, что, к сожалению, в настоящее время это самый правильный путь.

Выехали 15 июля. Состав участников группы каждый год примерно одинаковый  с незначительными изменениями (17 человек; 5 девочек, 12 мальчиков). Есть, как новички, так и разрядники (не выше второго). По сложившейся традиции почему-то много медработников: врачи, студенты медуниверситета, фармацевт. С чем это связано, трудно сказать, возможно, что-то не так в самой системе здравоохранения, если люди ежегодно бегут оттуда в горы.

Все тот же, до боли знакомый поезд Минск-Кисловодск (и опять забыли веники, в нашем купе с пожарным выходом получилась бы хорошая баня). В Минеральных водах встретили автобус (ПАЗ) в лучших традициях советских альплагерей, нанятый нами предварительно по интернету. И через рынок в Нальчике благополучно добрались до пограничной заставы, где пограничники по традиции аккуратно с удивительной для них быстротой (не прошло и 2 часов)  переписали данные в свой журнал и открыли шлагбаум.

Через несколько километров ждал первый сюрприз. Накануне нашего приезда было много дождей, и сошла сель, перегородив дорогу. Багаж пришлось переносить на спинах по кустам. Все дружно решили, что на рынок за арбузами можно было не заезжать. Более того, местные попросили помочь перетащить упаковки с едой и пивом, нам пришлось согласиться, ведь под угрозой была полноценная работа всего альплагеря. К вечеру пришел грузовой Камаз, который и довёз нас до окончательного места назначения.

Сам лагерь произвел на меня хорошее впечатление: мобильная связь, душ, магазин, бар, в общем, всё самое необходимое для плодотворного занятия альпинизмом. Хотелось бы отметить умеренные цены, несмотря на полное отсутствие конкуренции. Ещё полезными оказались прокат снаряжения и относительно дешевая заправка газа. Поразили сами вершины и огромное количество снега, по сравнению с прошлогодним выездом в Узункол, где я так ни разу и не воспользовался кошками. Порадовало так же относительно небольшое количество людей в лагере. Хотя изначально все полагали, что там ступить будет негде, т.к. кого не спрашивали накануне поездки, все планировали ехать в Безенги.

Несколько дней провели в самом лагере, за это время подъехала остальная часть людей. Для акклиматизации прогулялись вдоль по ущелью, полюбовались стеной, провели скальные занятия, где в очередной раз вспомнили двойные полиспасты, переправы, вязку носилок и иже с ними. Место для скальных занятий расположено в 10 минутах ходьбы от лагеря по другую сторону реки. Маршруты приятные и интересные (от 6А и сложнее), хорошо пробиты и подробно прорисованы в путеводителе.

Спустя несколько дней, после оформления всех необходимых документов на КСП нас выпустили на пик Брно по маршруту 1Б, входящий в обязательную программу всех впервые прибывших в лагерь. Подход по тропе, проходящей по правой стороне морены ледника Кундюм-Мижирги, в целом мне показался несложным. Хотя отдельным особо крепким личностям пришлось приложить некоторые усилия из-за отравления накануне и подъёма втайне от всех арбуза (тайна исчезала при взгляде на лицо поднимающего). На ночевку стали на “футбольном поле”, представляющем собой ровную травянистую площадку под нависающей справа стеной. За ночь, как всегда, вдоволь наобщались с козлами, вылизавшими все наши миски и перерывшими землю на приличной глубине в том месте, где мы сливали соленую воду от макарон.

Несколько слов о погоде. Как мы узнали от соседей, перед нашим приездом, в течение 2 недель, практически ежедневно шёл дождь. К счастью для нас, погода переменилась как раз со дня выхода на Брно, стала более устойчивой,  дожди прекратились. Из-за большого количества осадков с Северного массива (особенно Мижирги) с периодичностью 3-4 часа сходили лавины, ночью стоял такой грохот, что было даже как-то жутковато.

Для меня маршрут на пик Брно примечателен тем, что там я впервые понял, насколько критически нужно относиться ко всему, написанному в путеводителе (guidebook). В частности там указано, что маршрут проходит по южному гребню, хотя гора имеет два гребня юго-восточный и юго-западный. Если судить по рисунку, подъем следует начинать по ЮВ гребню сразу после выхода на ледник, в то время как на самом деле, дорога идет по ЮЗ. Позже я слышал от нескольких людей, что путеводитель печатался в большой спешке и в некоторых вопросах особенно доверять ему не следует.

Вообще я против фамильярно-панибратского отношения к вершинам и был как-то негативно настроен к тому, что этот пик в лагере называют кучей Брна. Но после того, как наши вернулись (я с более опытными товарищами планировал открыться на следующий день Курсантами по 2Б), оказалось, что это очень правильное название для горы, в полной мере отражающее все особенности подъема и спуска.

На следующий день мы вшестером без особенных происшествий сходили траверс Курсантов. Маршрут логичный и понятный. Ключом является камин, единственный участок с достаточно сложным лазаньем для лидера группы (первый раз видел ИТО на двойке). Остальные, напевая себе под нос “это сладкое слово — перила”, пользовались жумаром.

После нашего возвращения и ночевки, на следующий день спустились в базовый лагерь. Там, как следует, отмылись, отъелись и скромно, кто чем отметили открытие сезона. Особой популярностью в горах каждый год пользуется дюшес со вкусом советского лимонада, знакомого с детства.

К сожалению, в лагере нам так и не удалось полетать на вертолете. Вначале из-за большой облачности, потом из-за отсутствия керосина. Хотя удовольствие, надо сказать, не из дешевых (минута полета 1000 руб за 6 человек), но, на мой взгляд, стоит того, чтобы посмотреть на ГКХ сверху.

После короткого отдыха и оформления бумаг, нас выпустили в “Теплый угол”. Так в лагере называют ночевки в ущелье Укю. Район очень популярен из-за коротких подходов, большого количества сравнительно простых маршрутов с небольшим перепадом высот. Т.к. мы рассчитывали сходить оттуда минимум по 3 маршрута, провизии пришлось брать прилично. Мне подход дался не без труда (все-таки, пара тройка банок тушенки оказалась лишними). О многом говорит и тот факт, что, обычно, добравшись до ночевок и оставив вещи, возвращаешься помочь девушкам, а в этот раз все сняли ботинки, улеглись с бутылками воды и сказали: “Лучше сразу застрелите нас”.

На маршруты ходили несколькими группами. Те, кто по опытнее сами, остальные с Иосифом (инструктором). Моей первой горой в этом районе была вершина главного Укю по северному гребню 3А. Хоть мы и пообщались накануне с легендой лагеря Саратовым (он как раз дежурил тогда в “Голубятне”), из его слов, к сожалению, вынесли не многое. По поводу данного маршрута всем запомнилось: “Вылезете на гребень, а там прыг-прыг, по заборчику-по заборчику”. В общем, это прыг-прыг у нас затянулось часов на 14. Не хотелось верить, что маршрут такой длинный, но это оказалось правдой. Даже с учетом того, что мы шли в хорошем темпе и нигде серьезно не промахнулись. Причем, судя по всему, гора в тупик ставила не только нас. Я облазил все большие жандармы, думая, что это вершина Малого Укю и на некоторых находил записки (наверное, это и был тот самый заборчик). Не удивительно, что до нас одна из групп поймала холодную ночевку на горе. Забравшись на самую, как нам казалось, высокую точку (главную вершину), мы нашли очередную записку с приветом от восходителей на Малый Укю. После прочтения от друзей послышались тихие слова недовольства на весь белый свет и Укю в частности. В результате та снежная вершина вдалеке, о которой мы думали, что это чуть ли не Думала и оказалась главным Укю. К тому же, благодаря моим стараниям, немного промахнулись на спуске, потеряв 1,5 часа. В лагерь вернулись уставшие около 19.00. Другая наша группа в тот же день без особых проблем сходила на Гидан по 2А.

На следующий день нами был запланирован маршрут на Урал Малый по восточному гребню 3Б. Несмотря на сомнения в достаточности отдыха, с утра все бодрячком вышли из лагеря. На перемычке, между Уралом и Думалой есть небольшой пятачок, где можно поставить пару палаток. Там мы встретили двух поляков, только что проснувшихся и пивших чай. Обменялись приветствиями, уточнили особенности нашего маршрута, который они уже сходили до этого и продолжили свой путь.

За 2 часа до нас из лагеря на тот же маршрут вышла группа украинцев. Благодаря тому, что, в отличие от соседей, снежный взлет мы прошли слева по подушке (те полезли в лоб), к вершинной башне подошли вместе. Затем 1,5 веревки приятного монолитного лазанья с хорошими местами для страховки и мы окончательно выбрались на вершину. Спустились в лагерь как раз к обеду. Наша вторая группа в этот же день сходила на пик Архимеда по 3А. Маршрут оказался долгим и утомительным, вернулись они только к вечеру. В лагере их ждал совместный ужин, разбор полетов и сон.

На следующий день по плану был Укю Малый по юго-западному ребру 3Б. Т.к. в полученном нами в лагере описании маршрута было 4 строчки, куда конкретно лезть было не совсем понятно. А единственного человека, который бы мог зайти туда вслепую (Саратова), уже сменила какая-то женщина, которая приоткрыть для нас завесу тайны так и не смогла. Наученные горьким опытом (еще были свежи воспоминания о блужданиях по Укю в поисках вершины), мы решили пообщаться с более опытными коллегами. Выслушав 3 совершенно противоположных мнения от разных людей, решили поверить двум украинцам, которые были там накануне и подробно описали нам свой путь.

Очередной утренний подъем, как на работу. В голове то и дело витают мысли: что я здесь делаю, сколько можно вставать в 4 утра и что это вообще за отпуск такой. Заталкивая в рот хлеб со сгущенкой и заливая всё это чаем, гоню упаднические мысли прочь. Заглянув в глаза друзей, понимаю, что я в своих мыслях не одинок. Это меня веселит. Т.к. ребро юго-западное и снега со льдом по описанию не будет, кошки и часть ледорубов решаем оставить в лагере. Позже оказалось, что эта логика – ошибочная. Как мы потом решили, если речь идет об Укю, про логику можно вообще забыть. И кроме кошек с ледорубами не лишней была бы и палатка с провизией на пару дней.

Выходим, долго поднимаемся по осыпному кулуару, не без труда по льду в том числе, вылазим на какой-то снежный гребень, поднимаемся на вершину и читаем в записке, что это не Малый, а Главный Укю. На лицах появляются улыбки сумасшедших. Именно тогда родился девиз поездки “Полный Укю”. Мы следовали точно по описанию украинцев, теперь нам стал понятен их спуск по 2А, хотя с Малого Укю легче уйти по 2-му южному кулуару. Непонятными остались лишь мотивы украинцев, которые отправляли нас по заведомо ложному маршруту, ведь не могли они, оказавшись на вершине и прочитав записку, не понять где находятся. Ну промахнулись, так промахнулись. С кем не бывает. А, может, и зря я про них плохо думаю? Слава Богу, что всё закончилось благополучно, ведь будь погода похуже, можно было и заблудиться. Смотрел я потом со стороны на тот маршрут, по меньшей мере, комбинированная четверка. В жизни б не полез туда снова. Еще часа четыре занял у нас спуск с Главного, подъём на Малый Укю и снова спуск в лагерь на заслуженный отдых. Другая наша группа в этот день не без труда снова сходила на пик Архимеда, на этот раз по 2Б (по единогласному решению 3А была легче и интересней).

Время до нашего отъезда (5 августа) оставалось не так и много. Т.к. в целом ночевки в тёплом углу нам понравились, мы решили там остаться и сходить ещё что-нибудь. До второго разряда некоторым ребятам необходимо было закрыть руководство. У меня руководства хватало, поэтому мы с Иосифом через пару дней решили сходить на Урал Восточный 4А. Ещё троим нашим ребятам запала в душу ночевка поляков на перемычке и красивая снежная вершина Думалы, куда они хотели зайти по 3Б.

На следующий день у всех был отдых. Увидев с утра наши опухшие, обгоревшие лица, мне почему-то вспомнилась из детства передача Клуб путешественников, примерно так же там выглядели участники полугодовых полярных экспедиций.

После завтрака часть народа (и я в их числе) побежала в базовый лагерь за продуктами и оформлением документов. Как обычно, внизу всё происходило по много раз отработанной схеме бар-душ-магазин-ужин-бар.

Переночевав и уладив все вопросы на КСП, снова пошли наверх. За то время, что мы были внизу, наши тремя группами сходили на Укю 2А, пик Архимеда 3А и Урал Малый 3Б (из тех, кто там не был). На обратном пути с Урала двое ребят (Коля и Паша) остались ночевать на перемычке. С утра к ним должны были подойти Иосиф, Саша, Максим и я, и двумя группами, одни налево (на Думалу), другие направо (на Урал) завершить наши последние восхождения в этом сезоне. Часам к 8 утра зашли на перемычку, нас встретили чаем с конфетами. Второй раз позавтракав, как и планировали, разошлись в разные стороны.

Погода выдалась прекрасная. Наш маршрут был достаточно коротким и понятным. Особых трудностей не припомню, за исключением короткого лазания по натёчному льду на последней веревке. Через перемычку к обеду вернулись в лагерь. Вторая группа к этому времени ещё только подходила к вершине Думалы. Их, в основном снежно-ледовый маршрут, как и следовало из описания, оказался очень долгим и физически утомительным (хотя и без больших технических сложностей). К вечеру ребята заставили всех поволноваться, т.к. из-за того, что они находились за перегибом, связи с ними не было. На перемычке осталась палатка с небольшим запасом еды и газа. Все были уверены, что они останутся там на ночевку. Не тут то было, из-за шумного смеха и грохота их возвращение в 1.30 ночи слышал, наверное, весь лагерь. Все были им очень рады.

На следующий день после завтрака и просушки вещей, пошли вниз. По дороге искупались в речке и после обеда уже были в лагере. Сходили в душ, магазин с сувенирами, а вечером девушки приготовили прекрасный праздничный ужин, за которым все поделились своими впечатлениями и подвели итоги поездки. В сумме сходили 14 маршрутов, из них 9 самостоятельно (без инструктора), 6 человек закрыли второй разряд, остальные третий.

Я не спортсмен и никогда не участвовал в погоне за разрядами, так же часто был против поочерёдных восхождений на одну и ту же вершину по разным маршрутам ради галочки. Но оказалось, что, если в будущем хочешь официально ходить в своё удовольствие, те вершины, которые тебе нравятся, этот этап неизбежен. Поэтому я рад, что в этом году у нас, получился достаточно продуктивный и, что самое главное, безопасный выезд, ещё на один шаг, приблизивший нас к заветной цели.

Хочется выразить особую благодарность нашему неизменному руководителю Иосифу, девушкам (Насте, Маше, Алёне, Оле и жене Иосифа Лене), скрасившим нашу поездку и не давшим мужикам окончательно морально разложиться в тех суровых условиях и всем остальным друзьям за интересное общение и взаимную поддержку.

Еще интересные статьи

One comment
  1. malama

Бойцы!
    Приятно было читать. Вполне в современном духе, как и отношение к горовосхождениям в последнее время.
    Поздравляю с успехами.
    Очень рада за вас!
    Денис, на фото с опухшими рожами мы с Таней с трудом узнали тебя:)