Киргизия. Каравшин. Асан.

 После поездки в 2010г. в Грузию вся наша команда:  (Мельников Михаил, Лобач Виктор, Белоус Сергей, Лутов Виктор, Станчева Ксюша) планировала на следующий год поехать в район Каравшин, но у всех нашлась причина не поехать. Самая уважительная причина оказалась у Сергея Степановича Белоуса. И поездка для меня стала под вопросом. Ехать одному у меня желания не было, и поэтому, когда Лёша Ларин согласился поехать, я понял, что поездка состоится. В последний момент к нам присоединился Король Гена. Три человека это уже команда.

Из Минска мы заказали погранпропуска в турфирме «АзияТревел», газ купили у Володи Антипина в Оше, спутниковый телефон нам дал Серёга Стацевич. Всё остальное (переезды, вьючные животные, продукты) решалось по месту. Чем меньше посредников, тем дешевле обходится поездка.

Автор: Мельников Михаил

В субботу 23 июля мы на поезде двинули в Москву. Потом был переезд в аэропорт Домодедово (в этом нам помог мой знакомый Кирилл), самолёт Москва-Ош, и утром 24 июля в воскресенье мы были уже в городе Ош государства Кыргызстан.
Не буду описывать, кто о чём думал, какие у кого были мысли и чем мы питались во время столь длительного переезда.

В Оше в аэропорту нас встретил представитель турфирмы и отдал нам наши погранпропуска (которые стоили нам по 25 Евро на человека). Взяли такси и поехали на Ошский базар и в местный супермаркет закупать продукты. С собой провезти продукты не удалось: за перевес багажа  «Сибирские авиалинии» требуют много денег. Раньше супермаркетов в Оше не было. Я первый раз был в Оше в 1991 г. Есть с чем сравнивать.
И вообще, после всяких революций, мятежей и погромов жизнь в Кыргызстане становится всё дороже и дороже. Прошли те времена, когда на Ошском базаре можно было недорого и вкусно покушать плова, запить чаем и закусить фруктами. После последнего погрома базар сожгли, поваров-узбеков убили или прогнали. Но есть и хорошая новость —  восстановили бывшую базу «Алай» на юге-востоке Оша. Там обитает Антипин Володя.

У него мы купили газ для наших горелок (по5 Евро 350 граммовый баллон газа). Купили 8 баллонов, оказалось очень много. В Минске мы с Лёшей купили газовые горелки «Джет-Бойл». Это горелка, в которую встроена 800 граммовая кастрюлька. Очень оказалась хорошая вещь, самое главное — очень экономичная: на одном баллоне можно закипятить 10-12 литров воды. В базовом лагере мы готовили на мультигорелке на бензине. Вообще, если нет больше другого источника огня, можно собирать дрова и готовить на костре.
На том же базаре нашли машину до кишлака Ворух (кишлак Ворух — это таджикский  анклав на территории Кыргызстана). Машина нам стоила 180$ на троих, расстояние до Воруха 280 км.
И в воскресенье вечером мы были на киргизском блокпосту за кишлаком Ворух.
В таджикском Ворухе своя власть, свои деньги, даже номера на машинах и мотоциклах таджикские. Много передвигаются на мотоциклах  с колясками Ижевского мотозавода выпуска 70-80г.г. прошлого века. Такое ощущение, что побывал в Советском Союзе. А всего кишлака километров 5-10 в диаметре. Я так понимаю, далеко таджикам ехать некуда.
На блокпосте при посредничестве прапорщика Олехандро мы познакомились с местным жителем  Джапаром,  который согласился довезти нас до базового лагеря Каравшин. Посреднические услуги прапорщика стоили нам бутылку водки.
На следующее утро по договорённости с Джапаром, а вообще ближе к обеду, мы погрузили наши пожитки на трёх ослов и одну лошадь и тронулись в путь.

На привале

За всех животных мы заплатили 130$. Вообще ставка одного осла 50$, но надо торговаться. До базового лагеря 50км и два дня пути. Дорогу можно описать словами из песни Визбора «Азиатские пыльные тропы, азиатские бурные реки».

Азиатские пыльные тропы

Во вторник, часа в два, мы были на поляне базового лагеря в ущелье Кара-Су.

Ущелье Кара-Су

Там уже были команды из Томска, Зеленограда, ждали одесситов и попозже подъехал Питер. Всего на поляне было человек сорок. Там же встретил старых знакомых — Мишу Уткина и Надю Качан. Мы с ними познакомились в прошлом году под Ушбой. Поговорив с ними, мы выяснили, что часть пути в Каравшин они добирались автостопом и обратно они планировали до Самары доехать поездом, а дальше — опять на попутках до Киева. Они не любители автостопа просто не хватает денег на дорогу. Вот это тяга к горам, я понимаю.

Теперь о районе Каравшин. Название Каравшин район получил от кишлака  Каравшин, который располагается на слияние рек Ак-Су и Кара-Су. Во время войны в 1941-1945 г.г. в районе Жёлтой стены добывали свинец, и рабочие, которые работали на руднике, жили в этом кишлаке. От рудника остались старые штольни, и на берегу реки Кара-Су видны остатки обогатительной фабрики. Об этом нам рассказали местные жители.
Столько скальных стен в одном месте я не видел ни в одном районе бывшего Советского Союза. В ущелье Кара-Су расположены пик Пирамидальный (5510м), пик Асан (4230м),

Усен (4378м)

Жёлтая стена (3800м)

Северо-западная стена пика 4810

В ущелье Ак-Су находятся вершина Ортотюбек, пик Слесова, пик Горняк, пик Птица, и восточная стена пика 4810. Перейти из одного ущелья в другое надо через небольшой перевал.
Все или почти все, кто приезжает в этот район для акклиматизации и расхоженности начинают с 5А на Жёлтую стену. Мы тоже первое восхождение совершили втроём по маршруту Солонникова на вершину Жёлтая стена по 5А. Вершина находится за речкой Кара-Су, до моста идти далеко, поэтому задача номер один — перебраться через речку, не замочив ноги. Рано утром, пока река не разлилась, перепрыгнули в верховьях реки. После восхождения, когда мы спустились, вода значительно поднялась, и пришлось быстро думать и прыгать как лосям по бурной воде, потому что наступала ночь, и темнело очень быстро.
После первых выходов Король Гена натёр пятки до кровавых мозолей и практически завершил спортивную программу.

Базовый лагерь

Мы с Лёшей после Жёлтой стены сходили на пик Усен по восточной стене (маршрут Ситника, 5А), на Ортотюбек (маршрут Лебедева, 5Б), и на пик Асан (маршрут Альперина, 5Б). Не буду описывать все маршруты, описание можно найти в интернете на сайте ФАР. Лёша Ларин за 500 российских рублей стал полноправным членом ФАР и теперь целый год может пользоваться картотекой маршрутов Федерации Альпинизма России. Все маршруты скальные, на которых надо лезть и лезть. Хорошо, что у Лёши имеется альпинистское снаряжение на все случаи жизни и для любых маршрутов.

В район приезжали альпинисты из Северной Америки — из солнечной Калифорнии. У нас нашлись с ними общие знакомые в Питере. И вообще, американцы оказались приятными ребятами. Они нам одолжили камалоты №5 и №6,  когда мы с Лёшей полезли на Асан.  Маршрут проходит по щели, где держат только камалоты №5 или №6, и эта щель протяжённостью метров 200.

Особенностью района является то, что на маршрутах нет воды, приходится нести воду с собой. У местных пастухов можно купить лепёшки, айран, заказать для транспортировки грузов ослов, можно заказать продуктов или ещё чего-нибудь (цену надо умножать на два, это их маленький бизнес). Проконсультироваться всегда можно у ходячей энциклопедии по этому району Саши Лавриненко. Саша ходил сам многие маршруты и вообще много знает о районе. Нельзя в базовом лагере без присмотра оставлять продукты, так как пасущиеся везде всеядные коровы их быстро употребят в пищу. На родину звонили по спутниковому телефону, другой связи там нет.

Путь домой в обратном порядке: торги с местными, сколько стоит ишак, потом 50 км пешком за один день, поиски машины до Оша, прощание с прапорщиком Олехандро. В Оше мы с Геной сходили в открытый бассейн. Это, наверное, одно из немногих мест в Оше, где можно отдохнуть и расслабиться после напряжённых дней. Наконец, самолёт Ош-Москва, поезд Москва-Минск.
Гена Король на следующий год собирается купить платформу и вернуться с компанией в Каравшин. Лёша Ларин, сходив на две 5Б,  набрался опыта экспедиционного альпинизма и имеет право идти на 6А. Я тоже надеюсь вернуться в этот район.  Мне очень не хватало моего друга и старинного товарища Белоуса Сергея Степановича.

Спасибо всем, кто помог в проведении этой поездки: Годлевскому А.Н., Стацевичу Сергею, Тельпуку Владимиру.

Фотографии Гены Короля, Лёши Ларина.

 

Мельников Михаил.

 

 

 

Еще интересные статьи

1 комментарий

Спасибо большое автору за рассказ. Совершенно не ожидала, что вот спустя полгода после поездки, появятся заметки и путешествии. Но честно скажу, что в устной форме хотя бы даже по пятницам с 8 до 10 вечера или в любом другом месте и другое время, в живую, это слушается намного лучше.

МИША, ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ УСЛЫШАТЬ ПОДРОБНОСТИ И УЗНАТЬ ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ!!!

Добавить комментарий