Борьба за огонь

Короткая история из жизни троих людей и одной мультитопливной горелки, которая произошла в 2011 году, но грозит запомниться нам надолго. Конец у этой истории оказался таким, что нарочно не придумаешь.

Наша самодеятельная группа, с которой мы ходим в горные путешествия, собралась давно. Ребята познакомились частью в университете, а кто-то еще и в школе. Вместе в походы стали ходить, начиная с девяностых. Поскольку хотелось ходить не только далеко, но и высоко, приходилось решать проблему с горючим. Так что за прошедшие годы наши старшие товарищи, которым уже перевалило за сорок, успели познать несколько поколений газового и бензинового оборудования.

В нулевых годах появились газовые баллоны и горелки в широком ассортименте. Наши ветераны быстро на них перестроились. Стало ясно, что газовая горелка с баллоном — это хорошо. А к хорошему привыкаешь быстро.

Сначала баллоны закупали на Украине. Потом — дома, в Беларуси. Транспортировали их до места похода в поезде, тщательно упрятывая в рюкзаки между шмотками. Это прокатывало. Немного понервничав на одной-двух погранзаставах, можно было обеспечить себе комфортное приготовление пищи прямо в палатке.

Первое мрачное предзнаменование явилось нам в 2009 году в образе молодого и толстого украинского пограничника. В тот год, против обыкновения, мы ехали только вдвоем. Это нас и погубило. Упитанный паря сначала уточнил, сколько нас едет, после чего спросил внезапно: «Баллоны газовые везете?» Размышлять времени не было. Нам прищемили хвост. «Пройдемте за мной» Оставалось только два варианта: слезть с поезда и позволить завести на себя уголовное дело, или же поощрить стражника матерьяльно. Выбрали второе.

Это был только первый звонок. Тучи начали сгущаться после происшествия в поезде Киев-Черновцы, когда у проводников взорвался газовый баллон — точно такой же, за какой нас преследовали полугодом раньше. В вагоне начался пожар.

Тогда от практики провоза баллонов между шмотками мы решили отказаться полностью. Из соображений безопасности, да и после такого все равно будут обыскивать. Комфорту это не убавило: поскольку излюбленным местом походов у нас тогда было Приэльбрусье, мы решили покупать баллоны прямо в Пятигорске, в экипировочном центре «Примус».

Газовое благоденствие закончилось после следующего взрыва в 2011 году. На этот раз взорвалась Кабардино-Балкария. Тогда мы решили переключиться на Грузию. Лететь в Грузию возможно было только самолетом, что исключает доставку газовых баллонов из Беларуси. Мы собирались заранее заказать газ в Грузии, чтобы выкупить его по приезде. И тут оказалось, что в Грузии газа НЕТ.

То есть не то чтобы совсем нет. Русико, которая занималась нашими трансферами, сразу сказала, что газовые баллоны в Тбилиси мы не купим. Газ — большой дефицит. Что-то продается в поселке Степанцминда (бывш. Казбеги). Но туда мало завозят, к тому же модификация разъема баллона может не совпадать с нашей горелкой. В общем, дело гиблое. Почти все ходят на бензине.

Бензиновой горелки у нас не было. Пришлось добывать. Так началась первая часть горелочной эпопеи.

Не помню уж, кто из нас догадался, заказывая горелку, назвать ее словом «примус». Наверно я (кому ж еще? женщина — друг человека).
Сказано — сделано. Спустя две недели по нашему заказу прибыл адски-оранжевый киргизский примус «Дастан» весом 1,6 кг. Когда Дима мой это увидел, зрачки у него расширились, низдри вздулись, и он испустил вой умирающей волчицы. Дело в том, что в годы диминой молодости такая штука существовала и называлась «Шмель», и у всей нашей ветеранской тусы с ним была связана масса волнующих воспоминаний.

Таким образом, примус «Дастан» был отвергнут с негодованием. Ничего другого, подходящего для наших целей, в Беларуси мы найти не смогли. В итоге наш друг, тоже Дима (во избежание путаницы обозначим его «Дима Ш.») съездил погулять в Киев, зашел там в магазин «Горганы» и купил мультитопливную горелку Kovea, вот такую:

Эта горелка выглядит куда более дружелюбно. Весит чуть более чем пол-кило, вместе со всеми ништяками. Кроме бензиновой фляги, к горелке можно также прикручивать газовый баллон. Нет той зловещей близости горелки и бензина, что порой заставляет классический примус превращаться в огненный столб. Одно сходство: как и примус, горелку после бензина надо регулярно чистить.

После этапа приобретения начался этап освоения. На заглавной фотографии этого поста запечатлены первые робкие попытки разобраться, как горелка работает. В качестве топлива используется бензин из канистры, которая приехала вместе с ее хозяином Димой Ш. к нам в гости из Минска. Мокрая весенняя трава на лугу возле Днепра предотвращает возможное возгорание.

Первое победоносное испытание новая горелка прошла 9 мая 2011 г во время велозаезда, который проходил в окрестностях Могилева. На последней стоянке мы разожгли горелку и вскипятили чай.

Путешествие в Грузию было намечено на конец мая. Перед отъездом позвонили Диме Ш. в Минск. Дима Ш. сказал — приезжайте. Только, говорит, есть неприятная новость: горелка перестала работать.

Полные смутной тревоги, поехали мы в Минск. Когда прибыли, Дима Ш. только что вернулся с работы и был по горло занят запихиванием вещей в рюкзак. Мы с Димой в это время на балконе пытались реанимировать горелку. До самолета оставалось несколько часов.

Первое, что пришло в голову: загадилась огарками. Инструкция гласила, что сопла горелки следует прочищать через два-три цикла работы. Как раз два цикла горелка отработала в Могилеве. Блин, чегож мы ее тогда не почистили…

Принялись чистить. Для этой цели в чехле горелки хранился специальный мультитул. Сколько ни ковыряли мы выходное отверстие — бесполезно. Горелка издавала какие-то звуки, но ни за что не хотела разгораться. До самолета нам оставалось два часа.

Как нормальные советские дети, в качестве последнего средства мы решили горелку разобрать. При этом внутри трубки подачи газа (той, что проходит в виде дуги от шланга к рассекателю пламени) мы обнаружили витой металлический шнур. Это было решение. Повозюкали этим шнуром в трубке туда-сюда. Наружу полезло что-то черненькое. Зажали посильнее винт, которым к фляге крепится шланг. Попробовали зажечь. Горит!

До самолета остался час с хвостиком. Уже сидя в очереди к воротам на досмотр, мы все еще переживали свою радость.

В Грузии приобрели бензин: заехали на ночную заправку, где нам залили в бутылку из-под минералки подозрительно-коричневую жидкость (Дима утверждает, что это был был 95-й) плюс наполнили ею флягу горелки — всего получилось 2,1 литра.

С этого момента испытательный период для горелки закончился. Настала ее очередь испытывать наши нервы на прочность.

В первый день прошли немного. Стали чуть-чуть выше монастыря, под перевалом, там где заканчивалась трава и начинался снег (напомню: на дворе был май). Как помнится, в тот вечер горелка капризничила не много. Советские дети снова ее разобрали-собрали, прижали винт посильнее, и техника пошла пахать. Так же было утром и днем следующего дня. Когда мы прошли и остановились лагерем на второй день, уже среди снега и камней, мы встретили и поили чаем Бено Кашакашвили. Cтало быть, до захода солнца горелка еще работала…

Вечером сильно похолодало, и мы решили согреться чаем. И тут случилось страшное. Горелка окончательно отказалась работать. Когда это случилось, было уже темно.

Надев налобные фонарики и побольше теплых шмоток, мужики решили этим вечером во что бы то ни стало отыскать причину. Нам же еще на леднике ночевать и наверх идти. Как-никак из-за горелки успех всего мероприятия оказался под вопросом!

Все узлы горелки проверили, даже продували шланг. В какой-то момент Дима додумался нажать отверткой на ниппель в месте соединения фляги со шлангом — и из фляги хлынул бензин. Стало ясно, что он не хлещет в собранном виде только оттого, что винт не доходит до клапана. Вон оно что…

Тогда начали искать, из каких подручных средств можно сделать вставку в ниппель. В итоге достали консервную банку, что осталась от ужина, вырезали из ее чеки твердую прокладку и вставили между винтом и ниппелем. Победа.

Резюме наших горелочных терзаний: хотя горелку и нужно чистить регулярно, загорелась она у нас совсем не от чистки. Причина была в том, что винт не доставал до ниппеля. Из-за этого бензин, даже будучи под давлением, не поступал в систему. Во время разбирания-собирания горелки Дима каждый раз сильнее закручивал винт и таки догонял его до ниппеля. В холодных условиях проблема усугубилась. Все детали сжались, и никакое усилие уже не могло компенсировать увеличившуюся дистанцию.

Зато мы горелку чистили перед каждой готовкой 🙂 Правда, делали это только потому, что не могли запустить и не знали причины. Уже во втором походе, в августе месяце, мы её то ли вобще не чистили, либо чистили один раз. На самом деле, если бензин от 92 и выше, чистить надо не чаще чем через 20 раз. Такая вот регулярность.

Бензина в количестве 2,1 л оказалось достаточно. После четырех ночевок мы еще оставили на метеостанции на одну заправку — учитывая, что мы его экономили, не зная точно своих планов и фактического расхода. К тому же у нас не было ветрозащитного экрана — следовательно, на ветру у горелки КПД был невелик. В следующий поход мы прикупили экран, и дело пошло лучше.

Напоследок — полезная ссылка про тест-драйв горелки, которую Димка раскопал при подготовке нашего майского путешествия. По ссылке речь идет про эффективность разных типов бензина, время закипания воды и прочее. Тип горелки не тот, что был у нас, но принцип теста понятен, и при желании его можно повторить.

Еще интересные статьи

Добавить комментарий