АльпинизмВсе новости

Первая пятерка. Безенги

За все время знакомства с альплагерем «Безенги» он стал мне вторым домом. Первая наша встреча произошла случайно: я поступила в университет и хотела сходить в поход на байдарках по Беларуси, позвонила по объявлению в газете, но там в ближайшее время планировалась только поездка в альплагерь Безенги. Прошло два дня и я сижу в поезде Минск-Кисловодск. Поехала я под руководством Шиховой Татьяны. Мне повезло с первым наставником, именно благодаря ей я познакомилась с горами и они стали мне друзьями. Поэтому вопрос, где закрывать третий разряд не стоял, я отправилась закрывать  его туда же. И поездка удалась!

Автор: Катя Тутубалина

Через два года опять Безенги – Гестола (4А), Миссес-Тау(4Б), первые руководства на Курсантов (2Б) и Урал (3Б). Вот почему первую пятерку хотелось сходить именно в этом районе с людьми, в которых я уверена и полностью доверяю, благодаря которым можно совершенствоваться и узнавать новое в технике, тактике, общении.

Часть 1. Путь до вершины.

Первая часть выезда состояла в акклиматизации, выходе на ночевки 3900, а потом главной части восхождения на Мижирги.

Идея о восхождении на Мижирги по двум маршрутам двумя группами вдохновляла. Особенно вдохновляло то, что на один из этих маршрутов идешь ты сам! Встреча двух команд где-то на высоте пяти тысяч!

Отдохнув два дня в солнечном приветливом лагере и набрав сил (как физических, так и моральных), мы были готовы. Наша четверка (Олег, Коля, Боря и я) отправились на Мижирги по Южному гребню (5А), а вторая (Стас, Володя, Коля и Игорь) — на Мижирги Восточную 5Б по Северному ребру (м-т Пелевина).

Наша четверка с утра пораньше в компании с новичками (уже значкистами) отправились в «китайских поход». Мы решили не спешить и поэтому первая ночевка была после поворота на Австрийские ночевки!

Как же изменился ледник! Теперь, чтобы дойти до белого льда, надо сделать полтора перехода! Появились целые реки на леднике, переправу через которые надо искать. Вспоминая наших родителей можно сказать: «А вот раньше было совсем по-другому!» К трем часам мы уже поставили палатку и кашеварили. Самым холодостойкие устроили купания, а потом произошло четкое разделение всей нашей компании: новички (значки) легли на солнышке загорать, а мы залезли в спальники, укутались в них и уснули.

Утром мы подошли к Австрийким ночевкам, повернули налево вверх к леднику Селла, далее под маршрут на перевал Селла. Изначально хотели устроить ночевку на подушке в бергшрунде прямо под перевалом, но не смогли дойти из-за сильно раскисшего снега.

Проваливались все, а не только Боря! Причем трещины открывшиеся нашему взору были не такие уж и маленькие. Переночевали на скальных островах справа.

Получила первую порцию чисто мужского юмора, несколько шуток про место женщины на пятерках и парочку анекдотов  (хорошо, что они сразу предупредили о своем поведении).

Утром пораньше позавтракали и вышли на штурм. Веревка ледолазания (счастье для Коли) и мы на подушке. Еще час и на перевале. Смотрим вверх — высоко и далеко до вершины.

Погода радует – солнышко, парочка маленьких облачков. Перекусили, снарядили Олега и полезли. Вернее он полез первым. Лазание не сложное. Вот только ботинки и рюкзак немножко мешают и сковывают движения. А еще немного скучно оставаться последней на станции, хотя для меня это плюс — можно сходить в туалет, пока Боря с Колей где-то ползут.

На последней станции (это как оказалось после) мы с Колей долго стояли, тесно прижавшись,  на очень маленькой полочке, думая о том, что же там задержало Борю с Олегом.  Так долго стояли, что аж в туалет захотелось… Последние новости не порадовали – ночевка сидячая, полка маленькая… Ну не гадить же там, где спишь! Вот и было пройдено еще одно крещение… Что естественно, то небезобразно! И вообще мы на пятерке! Тут возможно все! Особенно вырубить кусок стены и кое-как поставить палатку!

Да, благодаря мужчинам, которые способны иногда свернуть горы, мы смогли поставить внутреннюю часть палатки, а тент просто подвесили на веревке. Да, не зря замерзла, пока готовила ужин (надо же было прикрывать горелку от четырехстороннего ветра!).

Пакетированный борщ смешали с пюре – получилась непонятная полугустая жидкость красного цвета. Это употребилось для поддержания водно-солевого баланса и поступления калорий в организм. Абсолютное отсутствие  даже намека на получение эстетического удовольствия от еды. Но если закрыть глаза и не ждать, пока все остынет, то можно выжить!

Полезли как рассвело. После второй веревки, прямо на каком-то открытом гребешке, затянуло небо, поднялся порывистый леденящий ветер,  пошел снег. Показалось, что наше восхождение закончилось. Но непогода нас не долго пугала, и через часа полтора ей надоело. Но эти полтора часа пришлось жумарить на половинке без страховки на висящей по диагонали веревке.  Ободрала руки, потом прищемила под собственным весом на каком-то нависании… Было страшно (такой тоненький шнурок), обидно (блин, эту часть лазанием пройти намного проще, чем корячится с жумаром) и холодно. Адреналина достаточно на сегодня. Больше никакого жумара!

Долезли до ключа – стены Статкевича. Выглянуло солнышко, небо прояснилось, настроение и боевой дух поднялись. Лезть или не лезть дальше, после провешивания ключевой части маршрута? Может провесить веревки и переночевать до скалы? Тут недалеко даже место под ночевки есть. На связи консультируемся с Саратовым и он говорит, что после скалы Статкевича есть место для ночевки.

Так вот нет, товарищи! Места нет! Точно нет! Проверили все, что можно! На этот раз угроза сидячей ночевки была приведена в исполнение.

Нашей дружной компанией мы просидели всю ночь в спальниках на небольшой полочке (кроме Коли – он лежал, но жаловался на утро больше всех, что было неудобно и он почти не спал).

Ах, какая красота! Спасибо тебе, Олег, за эту ночь! Романтика (только для крайнего Бори было холодновато и в бок дул  сильный ветер)! Низкое звездное небо, луна, освещающая Безенгийскую стену… Вот это жизнь! Конфетка за щекой помогала не уснуть и не скатиться с полки в низ. Не очень приятное ощущение, когда спиной лежишь на камнях, а ноги болтаются в воздухе. Один раз так съехала — и сон ушел до самого утра. В часа три ночи мне уже надоело сидеть на одном месте и я начала считать минуты до того момента, когда начнет светать, чтобы готовить завтрак, а потом идти вверх! Самое обидное, что и погулять негде… даже в туалет не пойдешь… если начнешь вылазить из спальника и пытаться отходить на метр от всех вещей, то всех перебудишь, потеряешь накопленное тепло в спальнике (а можно и сам спальник).

Утром мы назвали такое время дня, когда ты начинаешь видеть, куда вылазишь из спальника. При условии, что ты таращишься всю ночь в темноту, то видеть ты начинаешь еще перед тем как первые солнечные лучи намекнут о своем приближении. В итоге, когда уже начинало светать, мы уже попили чаек и начали штурм. До вершинной башни подошли минут за сорок. По пути встретили нашу вторую группу. Они уже поднялись на свою вершину и их спуск пролегал, через нас. Здорово на такой высоте повстречать родные лица! Боря жалобно поинтересовался, есть ли у них еще одно место на дюльфер! Хотелось дать ему такой дюльфер! Быстро бы спустился бы. Но они ему отказали и он, опечаленный предстоящими трудностями, пошел со своими собратьями по сидячей ночевке.

Вершинная башня оказалась не такой сложной, хотя и была покрыта натечным льдом. Еще немного счастья для Коли!

Момент «вылазания» на вершину я, к сожалению, не ощутила. Казалось, что будет еще несколько веревок. А тут нет! Мы наверху! Села на камень и начала принимать остальных. Это вершина? Но в тумане не видно! Как это так? Но! Это моя первая кавказская комбинированная 5А, первый пятитысячник, первая сидячая ночевка. Столько всего в один день!!! И первые признаки высоты – немного участилось дыхание.

Собрались все вместе на маленькой вершине, быстренько совершили необходимые ритуалы (шоколад, фото, поздравления) и начали спуск. Переночевали уже на нормальной площадке (под одну палатку и туалет на длину самостраха.

А утром пораньше около двенадцати дюльферов до ледника. Самая запоминающая веревка с ледника – пришлось вырубать столбик, чтобы спуститься с подушки, не оставляя крутой Колин бур. Но, к сожалению, несильный удар по естественной ТО стал причиной того, что столбик треснул по основанию и уехал вниз. А такой был хороший… Тут Олег вспомнил, что он собирался выбрасывать свой старый айсбаль ВЦСПС, тем более, что при очередной вырубке места под ночевку молоточек сломался и остался только клювик. Поэтому дюльфер повесили на нем. Коля и Боря спустились на бурах, на мне проверили надежность старинного инвентаря, а Олег уже дюльфернул последним.

Ну а потом все ниже и ниже к Джанги Кош, где ждут друзья. Чай, оставшиеся съестные запасы, немножко спирта. Отдых и… Нет не в лагерь. Тут мы вспоминаем, что отдельные личности еще мечтали на Селлу. И даже заявились. Подумав, что маршрут – это мечта и находится здесь, за поворотом — надо идти. Хочется и одновременно не хочется (если честно, то просто лень). А когда еще будет шанс? Идем! Духом собрались не все желающие ранее, только два Коли и я. Все, решено — утром пораньше встать, сбегать на 3А. Плюс Коле руководство. А нам – исполнение мечты.

Подход налегке это просто супер! За интересной беседой время пролетело незаметно. Четыре веревки льда и мы… Очутились на гребне! Длинном-длинном гребне. На ярком-ярком солнце. Мы не шли на вершину, мы тащились на нее. Ну кто ж знал, что там так долго. Но до вершины мы добрели (хм… нашли). Обнаружили в запасах энергетический батончик! И поспешили вниз.  В отличии от предыдущих групп спуск нашли такой, где надо идти ногами, а не дюльферять. Вернулись на Австрийки, попили чайку и отправились вниз к благам цивилизации. После спуска на ледник заболело колено. С начала разные байки и исторические справки происхождения различных языков отвлекали от боли, но потом перестали. Думала, что не дойду и останусь жить на морене. Но Олег с Борей не оставили меня, постоянно контролировали не остановилась ли я, не потерялась ли. Спасибо большое за поддержку! Дошли с сумерками…

Завершение. Все живы, здоровы и довольны. Много впечатлений и эмоций. Гора высокая и красивая. Маршрут разнообразный, логичный и относительно безопасный. Компания хоть и разношерстная, но надежная и веселая. Это было прекрасное восхождение! Спасибо!