Знакомьтесь: маунтинбайк

Сайт alpinism.by предлагает вниманию читателей и возможных авторов новую рубрику. В ней мы будем рассказывать про горные виды спорта и активного отдыха, в которых используется велосипед.

«Мы с этой лошадью сроднились!»
из к/ф «Служебный роман»

Кто такие маунтинбайкеры?

Велосипед для них — не роскошь и не средство передвижения. Это стиль жизни, способ преодолевать препятствия. И конечно же путь к хребтам и вершинам. Этим людям, как никаким другим, знакомо чувство «мышечной радости», когда все тело поет и требует: еще! Только им знаком синдром авелопии, возникающий без регулярной езды. Горный велосипед и его хозяин — это не человек и машина. Это единый организм, что-то вроде кентавра.

«Любой, кто катается на велосипеде — мой друг»
Гэри Фишер

Когда появился горный велосипед и что он из себя представляет?

Катание на велосипеде в горах начали практиковать американцы в 70-е годы. Тогда же стали изготавливаться некрупными партиями первые горные велосипеды с колесами диаметром 26 дюймов, более широкими покрышками, рамой меньшего размера и приподнятой прочной кареткой. Современные горные велосипеды имеют еще больше приспособлений, увеличивающих их прочность и надежность…

Здесь мы не будем углубляться в бесконечное разнообразие велосипедных конструкций. Нас больше интересует, что же можно в горах делать с велосипедом.

«О, я все могу выносить, потому что у меня железная воля!»
Николай Лесков

На велосипеде в горах


Источник фото — dozor.com.ua

Далеко не всегда НА велосипеде. Время от времени девайс придется тащить на себе. Здесь важное деловое качество велосипеда — легкость на подъем. Важны также и личные качества прокладки между седлом и рулем. В нужном сочетании человек и велосипед способны совершать настоящие подвиги, которые нам, пешкодральникам, даже не снились.

Преподаватель Пермского Государственного университета Андрей Королёв с его велосипедом одолели Килиманджаро (5895 м). Восхождение началось 12 января и завершилось 14 февраля 2011 года. Но им этого показалось мало. По окончании восхождения группа Королёва отправилась в путешествие по Танзании. Они посетили озеро Танганьика, остров Занзибар и другие национальные парки. Экспедиция была посвящена 95-летию университета.

Примером доблести и бесстрашия может служить недавнее восхождение группы полтавчан с велосипедами на Эльбрус в августе 2011 года. То есть они сначала зашли на Восточную вершину, затем через седловину перешли на Западную. Ну, и спустились, естественно.

Ах да, перед этим они добирались к Эльбрусу. Переправившись из Керчи на пароме в порт Кавказ, они продолжили путь от поселка Ильич через несколько перевалов (Михайловский, 325 м; Пшадский, 546 м; Бджидский, 142 м; Агойский, 156 м), курортных городов и поселков. На велосипедах, разумеется.

Это был велопоход 6-й категории сложности. Но не все маунтинбайкеры столь суровы. Существуют варианты взобраться с велосипедом на гору пониже — скажем, на Говерлу (2061 м), как это сделали украинские велосипедисты в 2010 году.

Впрочем, далеко не все горно-велосипедные мероприятия подразумевают необходимость спешиваться. Спортивный кросс 4х, например, представляет приятное исключение: четверо участников стартуют вместе и 30-60 секунд носятся по насыпным горкам и закоулкам. Зато — тесная борьба, жесткое соперничество. О вкусах не спорят…

Кстати для тех, кто любит скорость, был придуман даунхилл. Велосипед доставляется на гору, а дальше на нём — всё время вниз. Довольно быстро протекает и так называемая кросс-кантри гонка, во время которой участники час или два соревнуются на дистанции с пересеченным рельефом, лесными дорогами, каменистыми участками и различными препятствиями.

Массовые MTB-марафоны

«Крановщица поет. Факт интереснее звука»
Михаил Жванецкий

Длительный аналог гонок по пересеченной местности — это кросс-кантри марафон. Трасса протяженностью от 60 до 100 км и больше, иногда проходится в несколько этапов; участники никогда не пересекают одну и ту же точку маршрута дважды. Трасс может быть несколько, и они могут быть удалены друг от друга. Тогда марафон занимает несколько дней. В отличие от короткого олимпийского варианта, в кросс-кантри марафоне спортсмены принимают участие наравне с любителями. Марафон никогда не проходит на искусственно созданной трассе — только в горах.


Источник фото — poehali.net

Идея кросс-кантри марафонов, или как их иногда называют, MTB трофи — очень красивая. Во главу угла ставится не соревнование, а близкое знакомство человека с горами. Двигаться приходится быстро, увидеть можно много. Успеваешь испытать не только чрезвычайные физические нагрузки, но и изменчивость горной погоды, голод и жажду. Впрочем, во время гонки участники проезжают контрольные пункты, где можно попить и поесть. Не следует пренебрегать этой возможностью.


Неудивительно, что вело-трофи во всем мире приобрели большую популярность. Вот некоторые из гонок, которые планируются в 2012 году:

Salzkammergut Trophy — Австрия
Crocodile Trophy — Австралия
MTB Challenge — ЮАР
KZN MTB — США
Enduro MTB Trophy of Nations — Франция
Beskidy MTB Trophy — Польша
ANDALUCIA BIKE RACE — Испания
«Пять Дней Ветра» — Хакасия, РФ
«Транс-Байкале-2011» — Бурятия, РФ
«Джейран-трофи» — Казахстан

Понятное дело, перед гонками тренируются кто как может. Беларусь, в которой гор нет, тоже принимает участие в марафонах. Особой популярностью у отечественного велосообщества пользуются польские Бескиды. Потому что близко.

Что делать, когда горы далеко?


Источник фото — otvinta.by

«Поехали!»
Юрий Гагарин

Как уже говорилось вначале, маунтинбайкер — это стиль жизни. Если у байкера есть выбор, какой вид транспорта использовать, он обязательно выберет велосипед. Свой, родной, который стоит у него дома. Ведь не должен стоять — ехать должен!

Истосковавшись по горному рельефу, беларусские маунтинбайкеры начали создавать рукотворные кросс-кантри трассы. Таких трасс в Беларуси уже несколько. Организуются велопоходы, однодневные покатушки. Многие ездят на велосипеде на работу, на дачу и пр., используя его как повседневный транспорт. И все-таки маунтинбайкеры всеми силами стремятся попасть в горы. И зачастую им это удается.

Таким образом, рубрика «Маунтинбайк» объявляется открытой.

Продолжение следует и не заставит себя ждать.

2 комментария

хорошо написано и приятно читается

Спасибо на добром слове.

Добавить комментарий