По Алтаю на велосипеде

В качестве первого материала рубрики Маунтибайк — рассказ «по Алтаю на велосипеде»…

Авторы — Екатерина и Сергей Корбуты (Могилев)

Катались мы по Алтаю в 2010 году, с 4 по 26 августа. Это было наше свадебное путешествие. Поначалу стали искать разные велосипедные маршруты: по Финляндии, по Крыму. Но самым интересным на тот момент был Алтай.

Есть такая полуфирма-полуклуб «Походник» — алтайский, довольно популярный. Он водит бюджетные туры: нанимает машины, нанимает проводника, организует пропуска в погранзону. У них есть свой сайт.

Мы связались с тамошними организаторами — по мылу, по аське. Нам всё рассказали, мы свои данные скинули, паспорта-фотографии. Они нам оформили пропуска и назначили встречу.

Вначале мы добирались поездом Минкс-Новосибирск. Потом от Новосибирска до Барнаула часа четыре ехать. Можно автобусом, но поскольку мы были с велосипедами, то выбрали поезд — как потом оказалось, совершеннно правильно.

Нас в группу насобиралось 13 человек вместе с проводником. Из Беларуси были только мы, остальные — сборная солянка из России: Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Барнаул. У некоторых это был уже второй такой поход. Первый у них был неудачным, как-то очень тяжело складывался. На первый перевал они сами зайти не смогли, заезжали на него на машине. А в этот раз мы с ними рванули — и закончили весь маршрут даже на день раньше. Причем девочка одна была вообще первый раз в велопоходе, и все у нее нормально пошло.

Велосипеды у всех были свои, запчасти тоже. Нам повезло: в группе было целых два медработника, так что медицинская помощь оказывалась вполне себе профессионально. Кроме того, уже в пути к нам прибился еще один москвичик, тоже медик. Он поехал с другом кататься вдвоем по Алтаю. Друга неожиданно вызвали на работу, и он вынужден был вернуться в Москву, а наш будущий попутчик подумал и решил продолжать путешествие. В одиночку он путешествовал недолго: уже утром следующего дня встретил нас, и неделю мы катались вместе.

Маршрут в целом у нас был такой: Усть-Кокса — Тюнгур — Артыбаш — Телецкое озеро. На сайте он называется «Усть-Кокса — Артыбаш (велосипедный)», вот здесь можно посмотреть подробности. Преодолели 450 км, два перевала. По сложности — первая категория, до второй категории примерно 100 км не хватало.

До Барнаула мы вдвоем добирались поездом. Ребята остальные поехали автобусом, и как-то плохо: автобус рейсовый, места под багаж мало, велосипеды трудно было упаковать. А вот один товарищ из Москвы прямо на самолете прилетел с велосипедом. Колесо снял, скотчем обмотал. Вроде обошлось даже без доплаты.

В Барнауле нас встретил некий Саша. Повез он нас ночным Барнаулом, не взирая на правила дорожного движения. У них там есть коттеджик — место сбора и подготовки приезжих групп. В коттедж мы приехали поздно, приняли душ с дороги и завалились спать. Тут же на кухне лежали закупленные заранее продукты. Нам самим ничего из еды покупать не пришлось, всё за нас организовал «Походник».

Из Барнаула нас с велосипедами повезла маршрутка: мы внутри, велосипеды в прицепе снаружи. Сначала ехали по Алтайскому краю, относительно равнинному, потом пошел сам горный Алтай. В поселке Усть-Кокса мы заехали на турбазу. Нашли ее, правда, с трудом. Должен был встречать проводник, но он нас не встретил, потому что уже третий день праздновал чей-то день рождения.

Руководитель наш был скорее не руководитель, а проводник. То есть он ничем особо не руководил, а только показывал дорогу. Он какой-то местный художник, рисует абстрактные картины, да и сам по себе мужик довольно колоритный. Прежде он много водил этим маршрутом и знал его хорошо.

С утра следующего дня начали собираться. Долго собирались и выехали уже после обеда, так что всю дорогу нас преследовала дождевая туча.

Первый день пути ехали в сторону села Тюнгур. Часто останавливались, в основном по просьбе нашего проводника, для похода в магазин, где он заправлялся пивком. Местные достопримечательности тоже встречались. Например, так называемые Слезы Матерей, где между камешков сочится вода, а еще языческое капище.

Капищ таких вот, с каменными бабами, вообще-то очень много — на Алтае, в Хакасии. Что это была за культура, что за люди — толком не известно.

Первая полевая ночевка у нас была на слиянии рек Катунь и Аккем. Очень интересно, что две реки имели разный цвет: Катунь — голубая, лазурная, а Аккем — молочно-белая. После места слияния, на протяжении примерно километра вода обеих рек не смешивается, и два потока воды разного цвета текли параллельно.

После ночевки мы двинулись вниз по течению Катуни. Сначала долго, как ишаки, шли вверх, перенося по очереди сначала рюкзаки, потом велосипеды. Наверху немного отдохнули, пофотографировались. Продолжили движение по так называемой Тюнгурской тропе. Она вырублена в скалах и идет по верху узкого ущелья.

Обычно здесь проезжают на лошадях. Вообще-то на этой тропе есть такие места, что и на велосипеде не особо проедешь. Тем не менее, пару лет назад какие-то ребята проехали ее… на джипах. С ними вместе была специальная машина без крыши, с тросом. Если какой-то джип уходил вниз, его выдергивали обратно. Кроме того, они везли с собой доски и другой материал, чтобы в особых случаях сооружать на тропе подпорки и мостики. Герои, в общем.

В долинах на ночевках бывало очень холодно. Так что несмотря на дневную жару, в такой поход как наш надо обязательно брать не менее двух теплых шмоток. У нас с запасам шмоток была проблема, но мы были вдвоем, соединяли спальники в систему и не так уж мерзли. Другим, кто ехал поодиночке, приходилось хуже. После пары таких ночевок народ стал массово кашлять и хлюпать носом. Наш проводник посоветовал бороться с простудой с помощью корня солодки. Кто-то побрезговал этот корень откапывать и жевать, а те, кто все-таки пожевал, эффект прочувствовали.

Вечером понадобилось совершить переправу. Перенесли велосипеды, рюкзаки, все без особых проблем, хотя течение в этом месте оказалось очень сильное.

На следующий день проскочили «пьяную деревню». Известно, что пьяные алтайцы здесь любят стрелять по туристам — типа такой национальный вид спорта. Так что на всякий случай проехали мы здесь быстро.

Потом был перевал, который запомнился очень долгим подъемом. Полностью на велосипеде заехать нереально, в конце концов можно просто убить колени. Двигались вверх попеременно то пешком, то на велике с небольшой передачей.

Посетили музей петроглифов. Суть в том, что археологи здесь когда-то раскапывали камни с рисунками древних людей эпохи неолита, а раскопав — огородили, и получился музей под открытым небом.

Самая эпическая вещь здесь — картина мира: посередине изображен верховный бармаглот, который жрет этот мир, рядом шаманы мир защищают, тут же первобытная порнография. Рядом с музеем тусуется экскурсовод, она и поясняет все эти подробности. При этом не обошлось, естественно, без упоминания неизвестных науке сил, торсионных полей и проч.

Второй перевал показался нам очень жестким. Зато вверху, прямо на широкой перевальной седловине, мы увидели большие красивые озера. Вдали за озерами краешком виднелась гора Белуха.

Спуск вниз проходил по доовольно крутому серпантину, вырубленному в горной породе. Петлял серпантин так, что особо не разгонишься.

Спустились мы с этого перевала в долину Чулышман. Долина пользуется дурной славой. Люди здесь промышляют тем, что грабят туристов. Поэтому рекомендуется ночевать подальше от них, где-нибудь на турбазе. Пожалуй, оно не удивительно: кто пробовал у нас в Беларуси возле деревни переночевать, да еще перед выходными — тот поймет.

По дороге встречались красивые водопады: не такие высокие, как на Кавказе, но длинные, ступенчатые и очень шумные.

Еще одна примечательность Чулышмана — каменные грибы. Порода ножки такого гриба не дает ей размываться. Получаются своеобразные столбики, часто сверху накрытые камнем.

В месте слияния рек Башкаус и Чулышман есть камень, который исполняет желания. Но ко времени нашего похода река сильно разлилась, так что к камню мы просто сходили в радиалку.

Последний пункт маршрута был на песчаной косе Телецкого озера. Здесь усталый наш народ поснимал ботинки и временно отрубился.

Ночью возле озера дул очень сильный ветер. Растяжки палаток укрепили камнями, но ветер их все равно шевелил, у кого-то сорвало и унесло тент.

На Телецком озере нам показали необычное место, которое называется Каменный Залив. Непонятно как возле берега образовалась воронка, окруженная каменными завалами. Считается, что в эту воронку упал метеорит.

После похода у нас был целый день в Новосибирске. Очень большой город и очень красивый. До поезда получалось довольно много времени, так что многое успели посмотреть, после чего отправились домой поездом Барнаул-Москва.

Пару слов в качестве рекомендаций для тех, кто захочет повторить наше путешествие. Во-первых, еще раз советуем не забывать про теплую одежду. Слудующее, а может быть и главное — безопасность. Хотя большя часть маршрута проходит по дорогам, всем желательно (а если честно — то обязательно) иметь велосипедный шлем. У нас двоих шлемов не было, но мы осознаем это как свое упущение. В первый же день нашего похода одна девушка, видимо по невнимательности, упала с велосипеда и ударилась головой. Упала и лежит неподвижно. Потом поднялась, правда, и все было с ней нормально. Шлем, который был на ней — всмятку: китайские шлемы одноразовые, после одного удара уже не работают. Но голову этот шлем ей все-таки спас.

По дороге у нас произошел еще один несчастный случай. Один наш участник упал с велосипеда и содрал кожу на руке. Очень стремно упал, но наши медработники благополучно оказали ему помощь.

Второй случай с ущербом для здоровья был после спуска со первого перевала. Подниматься было долго и жарко, зато на спуске все оторвались: летели вниз со скоростью 65 км в час. После такого перепада от жары к ветерку у нашего вновь прибывшего московского попутчика прихватило спину. Для него закупили в ближайшей деревне лекарства. Поначалу было ему совсем плохо. Даже собирались отправить его на машине, чтобы он в тепле поправился и в конце маршрута нас встретил. Оставили его в деревне. Но потом оказалось, что за время, пока парень ловил машину, ему неожиданно полегчало, и уже на втором перевале он нас нагнал.

С собой в поход нужно иметь велосипедный ремнабор. Каждый берет его сам. Удивительно, но за весь поход во всей нашей группе было только три прокола. Мы в Беларуси больше пробиваемся! Кроме этого у нас поломок не было. Но ремнабор все-таки нужно иметь. В предыдущей группе, например, на таком же маршруте у кого-то сломался петух, запасного не было, и они сделали его кое-как из подручных материалов.

На Алтае нельзя ничего говорить не в строчку. Потому что это очень может всё сбыться. Только кто-то сказал: хорошо, дождя нет! — как на небе сразу бахнуло. Только спросили: как колеса лучше накачивать, пробои часто бывают? — и тут же у человека пробивается колесо. Казалось бы глупость, но мы такое заметили.

Еще один очень важный момент: никогда не пейте с алтайцами. У них алкоголь усваиваивается не лучшим образом, плюс народ тут исторически собрался воинственный, так что почти каждая пьянка заканчивается неадекватом. Все какие-то резкие становятся, нервные. Мы имели такой неприятный опыт.

По Алтаю ходит очень много народу. Иностранцев много. Встретили, например, парня и девушку, которые ехали на велосипедах из Чехии в Монголию. Потом они собирались лететь на самолете в Индонезию, потом в Австралию… Ехали уже два месяца, специально для этого уволились с работы. Забавно то, что у нашей группы — велосипеды GT, Merida, все такое новенькое, на дисковых тормозах — а ребята чехи едут как будто еще с Пражской весны: велики пять скоростей, древнее шимано, древние тормоза, обвешаны какими-то хитрыми коробочками-рюкзачками. В общем, по сравнению с нами они выглядели попроще.

По Катуни и ее притокам ходит очень много водников. Какие-то самодеятельные ролевики-индейцы-хиппи живут себе в вигвамах, курят трубку мира. Поскольку в этих местах жил Рерих, много собирается людей рериханутых, двинутых на религии.

Одна особенность была нами замечена: чем дальше продвигаешься по маршруту, тем дороже стоит пиво и хлеб. На Телецком озере мы решили раздобыть хлеба, нашли магазин, но он не работал. Нас отправили в частный дом, где пекут хлеб. Нам продали буханку, размером примерно с батон, стоимостью около 50 рублей. Наутро хлеб у нас закончился. Решили закупить еще, но в том же самом доме хлеб уже стоил 70 рублей. Без объяснений: не хотите — не берите.

Возле Телецкого озера ходит очень много коммерческих туристов. Вообще, надо сказать, Алтай потиху коммерциализируется. На каждой турбазе баня, пиво, из-за чего наш поход получился не столько спортивный, а немного такой развлекательный. Скоро таким туристам, как мы, кто любит самостоятельно покатать и пожить в палатке, в тех краях будет делать нечего. Так что есть смысл поспешить;)

Еще интересные статьи

1 комментарий

Первый и второй перевалы называются Улаганский и Ката-Ярык. Ежли я конечно ничего не путаю:)

Добавить комментарий