Цугшпитце – поход выходного дня повышенной сложности

Благодаря Диме Глиндзичу, многие наши читатели уже знают о существовании такой штуки, как Via Ferrata. Идея подобных маршрутов довольно привлекательна: на вылазку в горы можно подвигнуть не только технически продвинутых альпинистов, но и новичков. Да и более продвинутым спецам ходить Via Ferrata не так уж бесполезно. Они могут убить сразу двух зайцев: посмотреть и потрогать любимый рельеф, а заодно приобщить к этому делу своих друзей, гарантируя им почти полную безопасность.

Теперь у нас есть еще один рассказ о прохождении Via Ferrata.

Автор — Людмила Антоновская

Поход — это маленькая жизнь.
Даже если он на два дня.

Идея у меня была простая – в выходные с другом сходить на Цугшпитце. Хоть это и высочайшая гора в Германии, но она всего лишь 2 962 метров над уровнем моря-океана. Зато обещали интересный техничный маршрут. И можно всё успеть «без отрыва от производства». В итоге друг решил пойти на вершину не один, а с «кузнецами» … аж с 5-ю друзьями.

Путешествие началось для меня в пятницу 16 сентября, когда я вылетела в Мюнхен. Там меня встретил Костя Коротков – человек испытанный в разнообразных совместных путешествиях (Аппалачи, Монблан, Килиманджаро и т.п.). Костя был приговорен к командирству в эти выходные, и с поставленной задачей отлично справился.

Вскоре появился его друг и компаньон по бизнесу Леша Аверикин

Дома у Кости собрали снарягу: мою, Костину и ту которую предусмотрительно Костя взял напрокат для команды (у кого какой не хватало). Если разложить ровным слоем на полу – то занимает 1 метр квадратный.

Место встречи и выезда в горы Костя выбрал отличное – вход в местный скалодром. Очень символично.

Там я познакомилась с ребятами:

Василий Смельцов – человек, который с первого взгляда вызывает уважение и ощущение надежности;

Женя Краветский – спасибо ему, что не торопился в пути, а то бы меня мальчишки загнали;

Дима Белый – веселый, отзывчивый и может поддержать в тяжелый момент;

Андрей Соболев – наш первый (вторым была я) фотограф в команде, именно благодаря ему у нас отличные фото.

Узрев всю команду, я поняла, что в такой компании красавцев мужчин грех не дойти до вершины.

Благодаря небольшим рюкзакам (сняряги конечно много, но на два дня всего идем) поместились в две машины. Выехали около 3 часов дня. Езды где-то час-полтора часа от Мюнхена.до местечка Hammersbach, где есть стоянка: http://g.co/maps/yydz3. Там переоделись, оставив цивильную одежду (и ту часть мозга, которая отвечает за самосохранение) в машинах. Стартовали с высоты около 750м. Идти нам предстояло в этот день около 3 часов и 8,5 км по красивейшему ущелью.

Вначале это практически дорога, прогулочный маршрут. Он приводит к сторожке отчасти посаженной в пещере, отчасти прилепленной к скале. Здесь нужно покупать билет на вход в парк. В окне вывешено предупреждение, что без наличия «кошек» на вершину не пускают и билеты не продают. Слава богу, не просили прямо сразу одеть.

Дальше путь лежит через узкое ущелье, где старательные немцы насверлили туннели и построили мосты. Рукотворные и природные чудеса заплетены в косу. Отовсюду капает вода за шиворот, где-то внизу шумит река, нужно головы пригибать пониже в туннелях и восторженно смотреть по сторонам.

Хотела фотографировать каждый новый ракурс, но останавливало понимание, что уже солнце уходит и света не хватает. Обязательно вернусь как-нибудь сюда с детьми – здесь как в сказке и можно будет всё-таки задурить им голову рассказами, что всё сделали гномы.

Потом еще буквально час подъема по лесной тропе. Тишина, солнце золотит верхушки гор, предвкушение ужина… Абсолютно не вериться, что вот утром я еще была городской мамой с двумя детьми, а теперь я альпинистка. Альпы ж ё маё!!!

И вот мы у избы Höllentalangerhütte на высоте 1380 м. Здесь ночуем.

Костя предварительно им позвонил и нас записал. Мы зарегистрировались, на нашу команду отвели места с 92 по 98 в третьей спальне. Спальня — это двухъярусные полки, на которых стройными рядами спят туристы.

Судя по номерам – место популярное. Кинули рюкзаки, и вышли на свежий воздух поужинать. Мальчишки выпили пива, а я глинвейна. Тяпница всё-таки. У нас был отличный повод – фирме, которую организовали Костя и Леша исполнился один год. Посидели до звезд. Уже в темноте наблюдали два фонарика, спускающихся по соседней отвесной скале. Кто-то не успел спуститься затемно.

Легли пораньше, ведь на завтра намечен ранний подъем. Не смотря на то, что все дисциплинированно приняли горизонтальное положение у своих номеров, еще часа полтора сотрясали спальню дружным хохотом. У Кости, как оказалось, с собой было. Усугубили. Начались бои подушками.

В конце концов, нам на это указали. Я поспешила заснуть в наступившей тишине, до того как мужики захрапят. Поверьте, если на нарах спят 100 туристов – обязательно будут отчаянные храпуны.

Утром, часов в 6, из избы выходим неплохо выспавшиеся и позавтракавшие. Перепад, как несложно посчитать, нам предстоит ~1500м. Костя утверждает, что это 7-8 часов ходьбы/»лазьбы» при нормальной скорости. В нашу задачу, кроме получения удовольствия от похода, входит попасть на вершину не позже 16:00, поскольку в 16:45 оттуда уходит последняя кабинка вниз. Ночевать на вершине негде, а спускаться обратно в приют нет смысла – на следующую ночь нас здесь не ждут.

Небо шлет нам дождь, под которым мы бодро шлепаем по тропе через долину. Очень надеемся, что с восходящим солнцем дождь уймется и нам не придется лезть по мокрым камням. Набрав метров 100, буквально через час упираемся в скалу. Достаем из рюкзаков каски, обвязки и кlettersteigset (петля которая крепится на обвязке, амортизатора рывка и два страховочных уса заканчивающиеся карабинами). Первый участок лазанья, за который мы должны набрать метров 200. Во всех опасных местах провешена страховка – и это меня радует больше всего. Люблю возвращаться к детям живой и не сильно побитой. Дождик благосклонно уменьшается.

Минут через 40 — отвесная скала. Скалу нужно траверсировать поперек метров 15. Крутизна градусов 75, высота м-м-м…. ёлки внизу как газонная трава.

Так как зацепиться абсолютно не за что, в стену высшими силами, то есть альпклубом, вбиты штыри сантиметров по 15. Примерно на середине перехода по штырям мальчишки потребовали устроить фотосесию. Тех, кто с круглыми глазами от восторга только ступает на жердочки и тех, кто уходит за горизонт. Что бы не было страшно — вниз лучше не смотреть, но сфотографировать обязательно!

Дальнейшее лазанье было сплошным удовольствием: дождь закончился, руки-ноги еще не устали, каждый шаг и каждый захват интересен, поднимаешься вверх, перевешиваешь ус кlettersteigset на следующий отрезок страховки и спокойно лезешь дальше вверх.

Счастье закончилось, когда вышли на сыпуху. По ней нам предстоял пологий подъем на 400 метров – самый нудный и скучный отрезок тропы.

Зато разошлись тучи, и начали открываться виды на зеленую долину далеко внизу и на острые хребты впереди.

Увидели водопад и ринулись радостно к нему. Вода. Отдых. А потом опять шаг вверх и почти настолько же съезжаешь вниз. Шаг вверх и съезжаешь. Шаг вверх… Сыпуха… Даже Костя устал, хотя я его таким видела впервые. Сыпуха вкрадчиво перетекла в ледник. Начали открываться трещины. Как будто кит вынырнул из под воды.

Где-то между ними мы устроили обед, за которым все показали отличный аппетит. Примерзая попой к леднику и подтаивая от пригревающего сверху солнца. «-Ты что любишь больше: колбасу или сыр? – А всего побольше. Побольше колбасы и побольше сыра!»

Понаблюдав как народ карабкается по леднику, мы одели «кошки». Сразу изменилась походка — стала эдакой матросской. Крутизна глетчера градусов 40-45 по ощущениям, лед гладкий и твердый, рассеченный поперек трещинами. Без «кошек» здесь можно пройти 2-3 шага.

Затем ледник выполаживался и мы подошли к отвесной стене. За лето лед сильно растаял, и провешенная страховка виднеется где-то выше досягаемости. Кроме того, между ледником и стеной оттаяла трещина. Я тут же вспомнила фразу из одного описания категории сложности: «есть куда падать». Перед стеной стоит очередь. Кто-то отстегивает «кошки», кто-то пытается залезть на стенку, кто-то просто чешет затылок и думает поворачивать назад.

Мы тоже отстегнули и упаковали «кошки». Костя с тренированными Лешей и Василием рванули наверх. Ничего не оставалось, как лезть за ними – «отступать нельзя, позади Москва». У меня было ощущение, что я цеплялась за стенку зубами.

Когда я, наконец, смогла выползти на более-менее удобное место, я высказалась так, что интеллигентный Василий заметил: «ну, если уж Люда начала нецензурно ругаться, значит это действительно пи***». Андрей же после этого участка скалолазания не то что бы нецензурно выражался, он просто стал так разговаривать. И разговаривал на протяжении всего оставшегося пути.

А это было 800 метров по клеттерштайг (он же «Via Ferrata»). Чем-то этот отрезок пути мне напомнил переход с Тет Рус до Гуте на подходе к Монблану. Только раза в два длиннее. И круче, в прямом смысле этого слова. Иногда отрицательно круче.

Я лезла и напевала в уме песню Высоцкого «надеешься только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк, и молишься, что бы страховка не подвела». Соответствовало. Основное что видишь — ботинки впереди идущего/лезущего и собственные руки, цепляющиеся за скалы и перестегивающие страховку.

Зато когда удается оглянуться – виды сногсшибательные: мы как в чашке, где крутые хребты обнимают ребристый ледник и зеленую долину.

Хижина, в которой мы ночевали сегодня, превратилась в спичечный коробок на горизонте.

Делали несколько остановок, что бы выпить воды. Мест, где можно было бы сесть, нигде не было. Просто приваливались спиной к стенкам, не отстегивая страховку, и прикидывали, что же здесь делать, если застигнет ночь или непогода.

Видели четыре таблички с именами и датами жизни – все молодые, и чаще всего указанной причиной была молния. У нас по прогнозу сегодня вечером тоже дождь и гроза. Надо торопиться.

Когда перевалили хребет, открылся вид на соседнюю долину с изумрудно-голубым озером Айбзе.

По этому хребту, с которого куда не глянь красивейшие пейзажи, мы добрались до трещины. Она и есть последний рывок, последние 50 метров до вершины.

И вот мы на маленьком пяточке, полном таких же безумцев как мы. Ступить буквально негде. На вершине установлен крест с табличкой, где указана высота 2963 м. К нему прицеплена веревочка с тибетскими молитвенными флажками. Я по старой памяти, поприветствовала взошедших из других групп непальским «намасте». Народ заулыбался и тоже ответил «намасте». Знают.

С вершины была видна станция подъемника, так как одна из долин Цугшпитце это популярное место катания на лыжах. Время – 2 часа дня. Мы успеваем прекрасно спуститься. Можем даже себе позволить выпить пива — это привилегия путешествий по Альпам, даже на самых сложных маршрутах можно найти цивилизованные удовольствия.

Напоследок делаем групповое фото на террасе станции подъемника. Когда позже я показала эту фотографию девчонкам в офисе, они сказали: «О, мы теперь понимаем, почему ты ходишь в горы!». Они честно оценили красоту…не гор конечно, а мужчин, которые ходят в горы.

В этом прекрасном окружении я рада была ехать и на подъемнике вниз. Потом еще около часа на «паровозе» до Hammersbach-а. За окном собираются тучи и из них начинает лить.

Мы радуемся нашей везучести! Мы успели сделать восхождение ровно между дождями! Видимо, с природой нужно разговаривать с высоты птичьего полета. До ожидающих нас машин бежим по лужам и отправляемся обратно в Мюнхен. По удачнейшему стечению обстоятельств сегодня еще и открытие октоберфеста. Так что через полтора часа оказавшись дома, мы наскоро принимаем душ и бежим октоберфеститься по полной программе.

Треки нашего пути можно посмотреть здесь.

На следующий день на Цугшпитце выпал снег… А Андрей написал: «Ну что, все вчера спали пристегнувшись к кровати?… Здорово сходили! Был, конечно, нееб**ески стремный участок, я до сих пор в неком аху*.. но зато маршрут получился не детский!)))»