Из дневника Памирской экспедиции

 image001

 

Сегодня утром я проснулся на природе, сладко потянулся, выпрямился. Вылез из палатки и ясно чувствую энергию земли, она питает, она бодрит. Ах, как же неправильно жить в бетонных коробочках большого города, отрываемся господа, отрываемся…

image003

 Ранним будним утром 4 июля «одеколон Тройной» (Игорь, Евгений, Женя) в аэропорту Минск сдавал в багаж  велосипеды и рюкзаки. На человека положено 20 кг, наш общий перевес в 20 кг, стал комом в горле сотрудника аэропорта, заплатили со скидкой. Полупустой самолет  «Белавиа» быстро доставил нас до Санкт-Петербурга. Сдав вещи в камеру хранения, отправились гулять по городу. Огромный человеческий «муравейник»  выплюнул нас  из маршрутки к зданию аэровокзала уже к вечеру. С очередным перевесом мы загрузились в наш ночной, наполненный загоревшими людьми самолет. Под шум моторов на высоте, выше самой высокой вершины в мире, часовые пояса ускорили нас во времени до Душанбинского.

image005

Под покровом ночи мы  приземлились в Душанбе. Заполнив миграционные карточки  и пройдя ленты сонных пограничников, мы выплыли на пыльные улицы чужого города. Как пираньи, набросились на нас мальчишки, вцепившись в вещи, тащили в сторону такси. Упаковавшись в старенький универсал, мы в предвкушении горизонтального состояния отправились на поиски ночлега. Пришлось изрядно поколесить, пока нашли свободный номер. Вместе с рассветными лучами на улицах города стали появляться люди в форме, для охраны президента, который тоже будет ехать на работу. В номере без кондиционера, зато с журчанием унитаза и фонтана под окном, мы проснулись и свежими органами ощутили новый для нас день в новом городе. Сегодня мы забрали разрешения на пребывание в ГБАО и договориться с машиной, для заброски на старт нашего маршрута. В туристическом магазине недалеко от ЦУМа купили китайские газовые баллоны. Во дворах обнаружили прекрасную столовую, и в компании красивых бородатых мужчин откушали волшебный плов.

image007 В 6 утра  трамбовали вещи  во внедорожник корейского производства. Под аккомпанемент огромной метлы дворника мы выметались из города. Алим и его внучка составили нам компанию, он в свой  отпуск из Москвы ехал домой. г.Куляб, у сотрудников ГАИ здесь считается нормой брать 1-2 сомони с проезжающих мимо автомобилей.  За перевалом началась пыльная грунтовка, стало трясти и метать, выехали к Пянджу, далее дорога идет вдоль границы с Афганистаном. По пути много и вкусно кушали. Водитель заехал  домой, поздоровался с семьёй, склонив голову, получил благословение матери. Смеркалось, мы подъезжали к дому Алима, спросили можно ли остановиться у него, он согласился не задумываясь. Вкусно накормленных нас уложили спать в самой главной комнате.

image009Встали рано, собирались долго, выехали поздно. За основу нашего маршрута был взят маршрут 2006 года новосибирского велотуриста Игоря Томаса, спасибо всем кто пишет отчеты. Мы стартовали с к.Барушан, наконец-то начался экшн. Едем по зеленой долине реки Пяндж, один кишлак сменяется другим, детвора бежит навстречу с радостными криками HELLO. За Рушаном- озерцо,  красивое и чистое, но жутко холодное, с удовольствием искупались в нем. Периодически дует сильный встречный ветер с песком. Проехали 68км за 5 ходовых часов, остановились во дворе дома на лужайке с видом на Афганистан, высота 2070м. Ночью, та сторона тускло светилась огнями подобно далеким звездам.

image011

Утром хозяин принес горячий чай и угощения, ребятишки наблюдали за сборами, помогали затащить велосипеды на горку. Вместе с идущим на посадку самолетом, радостно крутя педали, въехали в Хорог. Обязательная программа- рынок, ничего особенного. Закупили продукты и вдоль бурной р.Шах-Дара выехали к высокогорному ботаническому саду. Пока Игорь спал в тени деревьев, мы с Евгением прогулялись и поели вишен, сторож накормила нас абрикосами. Далее дорога идет вдоль реки то вверх, то вниз  петляя между кишлаками. Проезжал мимо рыбака он спросил: — есть спички?  проносясь мимо,  я автоматически ответил: — Нет, до сих пор совесть не дает покоя — ведь были ж спички…На ночлег остановились в к.Рошткала  у Мухтора. И опять на лицо настоящее, честное памирское гостеприимство. Уставшие от кушаний,  улеглись спать. Сегодня проехали 54 км за те же 5 часов. Высота 2650 м.

image013

Утро, шум реки, выезжаем из Рошткалы. Регистрация в местном отделении милиции: -Откуда? -Из Беларуси. –Ммм. -Лукашенко. Ааа Лукашенко… (вот вам и бренд). Набираем высоту, едем узкими ущельями, притоки реки живописно вливаются более яркими красками. Проезжаем мимо огородов, заботливо огороженных колючими кустами. Местные жители становятся все колоритнее. Они охотно фотографируются, собираются группками и позируют. Шах-Дара сужается до водопада, начинаются серпантины. Обедали на тенистой лужайке у реки, угостили чаем проходящего мимо путника. Он просидел все время молча, не отвечая на наши вопросы, изредка махал головой и странно улыбался. В звенящей от наших мыслей тишине он откланялся и ушел… После высоты 3000м, яркое горное солнце покраснением отражается в широко открытых нам детских глазах. Много детей, некоторые играют в футбол, некоторые играют с камнями слишком далеко от кишлака. Проехав за 7 часов 67 км и поднявшись до высоты 3260 м, уже в сумерках останавливаемся на ночлег в к.Шошбувад. Заботливо приняла нас большая семья учителя Алима, чаепитие плавно перешло в хороший ужин. В очередной раз мы побывали в традиционном жилом доме, обязательными элементами которого является окно в крыше и 5 столбов, каждый из которых что-то символизирует. На лицо глубокая связь веков. Игорь стал звать меня Геной, видимо высота стала на нас влиять…

image015

Ночью было небольшое землетрясение, для наших организмов высота стала потрясением. Утром, словно бодун, все болит и не хочет ничего, глотаем колесики, запивая их чаем, после разминки  полегчало. Фотосессия с хозяевами и обмен контактами. Доктора здесь самые обеспеченные  люди, поэтому доступ к медицине у простых памирских людей практически отсутствует, многие живут наедине со своими проблемами, надеясь лишь на помощь имама исмаилитов Ага-Хана четвертого. Он, кстати, здесь очень в почете и портрет его висит в каждом доме, он действительно им всем очень помогает. Постепенно кусты исчезают и остается лишь редкая травянистая растительность, особенно сочная вдоль рек. Долина реки становится широкой, а земледелие сменяется скотоводством. Дороги расходятся тропами в разных направлениях, маршрут перестает читаться явно. Открываются потрясающие виды на заснеженные вершины. Перешли реку вброд  и, как нам казалось, выехали в сторону перевала Мац. Покушали, поспали, и уже почти подъехав к ледникам пика Маркса, случайно встреченный нами чабан, спасибо ему, указал нам путь на Мац, оказалось мы свернули раньше чем надо и ехали вдоль другой реки.  Вернулись, перешли реку обратно, поехали правильной дорогой на перевал. Пройдя еще одну ледяную речушку вброд, остановились на ночлег, палатка радостно поглотила наши уставшие тела. За 5 с половиной часов мы проехали сегодня лишь 43км. Ночевали на высоте 3675м, во сне у меня были глюки и болела голова.

image017

Подъем в 6 утра стал для нас традицией, длинные сборы тоже. Спустя 2,5 часа выехали в сторону перевала, дорога явно не эксплуатировалась автомобилями уже лет 20-ть, она петляет и напрягает,  уходит крутым каменистым серпантином вверх на перевальное плато. Часто приходится тащить велосипед, дорога завалена камнями, тяжело. Заметно холодает и периодически идет мелкий снег, к позднему обеду выезжаем на перевал, высота 4430м. Радуют потрясающе сочные одиночные подушечки разнообразных трав и цветов, как капли на лощеной бумаге, разбросанные по нагорью. Наконец-то едем на спуск, открываются живописные виды на реку Мац.  В закатных лучах резвятся и перекрикиваются рыжие сурки. Спустились до высоты 4000м, поставили палатку на зеленой сочной лужайке. Сегодня было действительно тяжело, мы взяли наш первый и самый тяжелый перевал, прошли 23км за 5 часов ходового времени. Я заскучал по родным, хотелось всех обнять. Ночью опять болела голова и было холодно.

image019

Вода в бутылке утром превратилась в лед. Однако солнечное теплое утро быстро прогрело наши уставшие тела и наполнило энергией. Мы бодренько покатили вдоль реки Мац  вниз к р. Памир. Вскоре дорога стала совсем завальная, часто приходилось  нести велосипед, местами осыпи прижимали нас к реке, дважды переходили реку. Начались кусты и небольшие деревья, с камушка на камушек и по наклонной,  идущей вверх дорожке, мы выбрались к реке берущей свое начало от озера Зоркуль — р. Памир. По песчаной дороге, против течения реки, едем по безлюдным засоленным просторам вдоль границы с Афганистаном. Одинокий путник идет из неоткуда в никуда. Встречаются редкие заброшенные кишлаки и не частые притоки воды в основную реку. С той стороны границы стадо верблюдов, их серо-коричневые рельефные тела  словно копируют природу вокруг. Ночевка на высоте 3710, пробег 36 км за 6 часов ходу. Звезды в этих, скупых на комплементы, местах особенно одиноки.

image021

Утром, откуда-то с гор спустилось стадо коз, молодая девушка и девочка сопровождали их к реке. Удивительная бодрость и бесстрашность молодых пастушек вдохновила нас на ранний выход. По небольшому серпантину выехали на плато над рекой, дорога тянется в даль, бесконечной ниткой исчезая на горизонте. «Гробовая» тишина и пустые, переходящие в чистое голубое небо квазикосмические пространства. Возникает ощущение вакуума, безвременья и бесконечности бытия. Кажется возможным перемещение в пространстве и времени, переход в  медитативное состояние, открывающее все тайны бытия. Встречаем группу иностранцев на мотоциклах едущих по маршруту Париж-Пекин, их много и они обгоняют нас часто и быстро. Военная база перед началом подъема на перевал Харгуш, регистрация. Далее медленно и печально, под палящим, но не жарким солнцем ползем вверх на перевал. Проезжаем мимо яйлы, внизу у узенькой речушки пасутся стада яков, с набитыми кизяком мешками навстречу идут симпатичные памирские девушки. Речушка становится ручейком, начинаются небольшие озера, земля  выжжена солнцем и  стерильна. Выезжаем на невыразительный перевал Харгуш, высота 4344м, в переводе означает заяц. Сухо тут, песок,  едем вниз в надежде скорого спуска к воде. Но не тут то было, вода в бутылках закончилась, началась жажда, а вокруг песок и камни, засоленные озера. На отдыхе начались разговоры про воду, воспоминания из прошлого, но как ни удивительно мечты сбываются. Как только мы вслух подумали — Вот бы машина какая проехала — на горизонте послышался звук приближающейся надежды. Остановленный автомобиль стал нашим спасением,  мы наполнили водой пустые бутылки, нас угостили огромной лепешкой. Это были местные, водитель внедорожника когда-то служил в Беларуси. Когда мы сказали, что нам здесь нравится, он ответил:

-А мне у Вас нравится…Леса, реки, ягоды, грибы… и мы мысленно продолжили этот бесконечный список.

Часам к 5 вечера по все такой же пустынной и высушенной долине мы выехали к  памирскому тракту, он гладкой и блестящей  асфальтовой спиной убегал в даль к Аличуру. Мы повернули  налево,  проехав вверх и против сильного ветра пару километров опять свернули на грунтовку, сильный попутный ветер и мы уже традиционно в сумерках въезжаем в к.Булункуль у одноименного озера.  Кишлак популярное место остановки у туристов, поэтому здесь налажена система Home-stay, мы остановились за 50 сомони с человека, ужин и завтрак включены. Перед ужином сходили в местную баньку, с удовольствием помыли измученные грязью тела. Сытые, чистые и уставшие, в доме на высоте 3700м. отрубились во сны. Пробег 65км. за 8 часов ходового времени.

image023

Тогда-Сегодня (не сегодня) снилось, что я уже дома, проснувшись понял, что нет. Решили устроить полудневку, воскресенье же. Вода в к.Булункуль из колодцев, солнечные дни очень яркие, а зимы очень холодные. Здесь находится метеостанция и она регистрирует одни из самых низких температур на Памире. В холодную пору дома топят в основном кизяком, дети уезжают учиться в интернат, мужчины на заработки, летом кишлак оживает, строится и принимает туристов. Покрышки, велосипедные колеса, старые ящики и ненужные вещи здесь становятся игрушками для подрастающей ребятни. Огромные лохматые собаки бегают по округе, в озере по соседству водится рыба, на траве у реки посутся стада, кто-то моет машину, кто-то строит дом, кишлак живет своей обыденной жизнью. Ближе к вечеру, узнав дорогу до источников, едем 12км по высушенному безжизненному плато, спустившись к реке находим большие лужи с горячей водой. Приняв горячие ванны, отходим ко сну в палатке.  Ночью что-то забежало мне на голову, мигом поднявшись, я скинул это в ноги. До включения фонарика мысленно я перебрал все возможные варианты. Лучом яркого света осветив мышь, радостно сообщил новость мирно спавшим друзьям. Минут 10 вылавливал её по палатке, оказывается она всю ночь ела наш хлеб и нычковала его по углам.

image025

Под мирное хрюкание яков на противоположном берегу реки Аличурка, мы принимали утренние ванны вместо зарядки. После отдыха ехалось значительно легче. До к.Аличур пришлось ехать по вновь пустынной и засоленной местности. Тем не менее дорога идет по довольно интересным инопланетным  ландшафтам, редкие заброшенные дома вполне подходят для съемок фильмов ужасов. Перед Аличуром встречаем  волка, он спокойно пробегает мимо нас. Обедали в местной столовой, набрали воды, устроившись полежать после еды перед входом в столовую, чуть не распугали своим видом  подъехавших иностранцев. Далее, мы едем  по Памирскому тракту, асфальт и попутный ветер становятся нашими друзьями.  Проплывают мимо фуры, идущие в Китай, плавно мы поднимаемся  на перевал Найзаташ, исчезают из виду реки с питьевой водой. На ночевку становимся на перевале, высота 4120м. За 6 ходовых часов  мы проехали аж 78км. После вкусного ужина, перед сном, вслух читаем “Памирскую жуть”, сладко посапывают засыпающие товарищи. Спасибо Вам, я только вспомнил, вы ж ни разу не храпели!

image027

Утром долго беседовали о месте индивида в обществе, за ночь у Игоря заметно опухла одна щека, замаячила перспектива окончания экспедиции. Собрались и быстро покатили с перевала, любовались прекрасными видами, у скал здесь неповторимо красный оттенок, куда ни глянь — везде красота. Нас лихо обогнал бельгийский велопутешественник, из короткого разговора с которым мы выяснили, что он  путешествует уже более года и едет в Японию. Тем временем, флюс стал постепенно увеличиваться, Игорь ехал медленнее и печальнее.  Мы решили ехать до Мургаба, там пообедать и позвонить знакомому стоматологу. За 8км до города, с небольшого перевала открывается великолепный, живописный вид на долину реки Мургаб. Перед городом пост- проверка документов. Проехали 58км за 4 часа, спустились до высоты города на 3650м. Обедаем в кафе на рынке, остановились в доме у Адыла, за 40 сомони с человека за день. Звонок другу не успокаивает, он советует и настаивает показаться местному стоматологу. Сразу же едем в больницу, затем на скорой к дантисту, водитель рассказывает про идентичный случай с местным, который поздно обратился к врачу. Несмотря на некоторый настораживающий вид стоматологического вагончика, опытный пожилой человек в белом, осмотрев пациента обнадеживает, он советует пропить курс антибиотиков и подождать, пока опухоль не начнет спадать, если вдруг расти, то ехать в г.Ош и там разбираться дальше. Вернувшись в нашу комнату обнаружили в углу чучело архара, похоже  нас решили порадовать.  Вечером  кушали арбуз и дыню, хозяин отказался угощаться — начался рамазан. Следующий день провели в спокойной релаксации и наблюдении за флюсом. Занимались излечением недомоганий через обжорство. Вечерний визит к знакомому стоматологу воодушивил на продолжение экспедиции, завтра утром выезжаем.

image029

Выезжая из Мургаба, по хорошей асфальтовой дороге чуть не уехали в Китай, наша дорого худшего качества уходит левее, в сторону перевала Ак-Байтал. На нашей дороге совсем не ездят китайские фуры,  лишь изредка проезжают внедорожники с иностранцами. Местные проносятся мимо на мотоцикле с деревянным поддоном вместо коляски, на скрипучем китайском велосипеде нас позерски обгоняет молодой киргиз. Начиная с Мургаба преобладающее население здесь киргизы, у них уже другие традиции и гостеприимность. Поселения не частые, дорога плавно ползет вверх по широким красноватым долинам вдоль небольших рек и линий каких-то передач. Кстати, несмотря на наличие гидроэлектростанции в Мургабе, электричество там не постоянное, днем около 40 вольт, на что имеются специальные лампочки, к ночи дают 220 и лампочки перекручивают на обычные. На обед останавливаемся в заброшенном кишлаке, на пороге одного из домов замечаем несколько пар обуви, отправляем Игоря в разведку, он скрывается в темной прохладе каменного дома. Вернувшись, сообщает, что хозяин вроде бы не против. В украшенном по новогоднему доме, мы обнаружили пожилого бородатого киргиза, смотрящего телевизор. Он молча лежал на полу и периодически покашливал, не сводя глаз с телевизора, который словно приковал его к себе. Мы тихо уселись пооддаль у стеночки, минут 15 молча смотрели непонятную бредятину по телевизору, потом откланялись и вышли на улицу. Устроившись в тени дома покушали лепешку с чаем и подкормили двух голодных собачек. Скоро мы уже у китайской границы, наша дорога ухудшенного асфальтового покрытия далее тянется вдоль столбиков с колючей проволкой. Сильный попутный ветер не давал нам набрать хорошей скорости, солнце медленно катило за горизонт. Мы стали искать укрытое от ветра место для ночлега, приглянувшееся место давило некой напряженностью, небольшие витиеватые скалы нависали сверху, где-то промелькнула четвероногая тень, складывалось ощущение присутствия четвертого, а может и целого десятка еще кого-то, не сговариваясь мы решили поискать другое место. Отойдя 10 метров, обнаружили дюжину костей, сразу поняли – волчье логово. Поставили палатку в 300 метрах от логова, на всякий случай разложили велосипеды по периметру. Преодолев 65км за 5 с половиной часов сладко уснули в палатке под бесконечно звездным небом на высоте 4230м.

image031

Проснулись после самой высокой ночевки, чувствуем себя хорошо, привет всем…- хотелось написать в смс, но связи тут нет. Смазав велосипедные цепи, едем дальше, перед самым перевалом Ак-Байтал на высоте 4300м еще живут люди и пасут стада. Поменявшись с велосипедами местами, тащимся вверх. Стал ощущаться недостаток кислорода, несмотря на глубокое и частое дыхание, необходимого насыщения не происходит, будто что-то мешает вдохнуть полной грудью. Вскоре,  мы на самом высокогорном автомобильном перевале бывшего СССРвысотой 4655м. — Ак-Байтал. На крутом спуске с перевала встречаем, заметьте  едущего вверх, велосипедиста из Бельгии, затем семейную пару из Голландии, все они очень улыбчивы и доброжелательны. С долины открываются чудесные виды на долину реки Акбайтал и хребет Музкол с его заснеженными пиками. Перед не жилым к.Музкол, прямо у дороги заброшенный в пыли караван-сарай. Ролтон хорошо заходит на обед, обманчиво пахнет курочкой гриль. Выехав на асфальтовую идеально ровную в плане  дорогу вдоль озера Каракуль, долго и нудно едем по прямой навстречу ветру, селение Каракуль словно убегает от нас, полная луна скалится над Сарыкольским хребтом, что уже за китайской колючей проволкой границы. Солнце садится за Заалайский  хребет, с его последними лучами мы въезжаем в кишлак. Останавливаемся в киргизском доме за 40 сомони с каждого, хозяйка угощает вкусным ужином и арбузом. Высота 4000м. За 7 часов пройдено 75км. Ночью кто-то светил фарами и стучал в окно, я сквозь сон сказал: — Занято…

image033

Утром пили чай со сладостями  и угощались  абрикосами, поблагодарив хозяйку, едем на север в сторону границы с Кыргызстаном. Преодолев  перевал Уйбулак, въезжаем в долину Маркансу. Вскоре сильный попутный ветер с песком заставляют нас остановится в укрытии и подкрепиться. На колесах налип битум, я выковыриваю его ключом. Асфальт вместе с битумом заканчивается и начинается грунтовая стиральная доска. Перед перевалом Кызыл-Арт встречаем группу молодых и жизнерадостных велосипедистов из Швейцарии, завидуем их попутному ветру и предстоящим впечатлениям. Мы же, печально взбираясь на перевал,  нехотя прощаемся с ГБАО, скоро граница и мы попадем на территорию Киргизии. Пополнив запасы воды у таджикских пограничников, едем по ту сторону перевала. Как по мгновению волшебной палочки здесь появляется свежая зелень, пахнет пропитанной частыми дождями землей, кожа радостно поглощает чистый влажный воздух. Мы быстро катим вниз мимо красных рек, наслаждаемся пейзажами и впитываем жизнь всеми иссушенными и запыленными клеточками организма. И суслики здесь радостней кричат и травы дружно колосятся. Проехав за день 65, ложимся спать на спуске к морю…

image035

За ночь иней сизой шалью накрыл землю. Утром солнечные лучи мякго распространяются по ущелью, плавно снимая  шаль. Все вокруг питает жизненной энергией и мы весело спускаемся в Алайскую долину, мимо проносятся величественные ледники, наблюдают сверху седые вершины. По пути встречаем  парапланериста из Германии, он одет в очень умную одежду, улыбчив, но жалуется на невозможность полета из-за сильного ветра. Тормозим перед  пограничным пунктом,  становимся в очередь за джипами с иностранцами. До встречи с киргизскими пограничниками,  мы думали, что поедем назад в Душанбе через переход Карамык, но Антон Кротов был прав, переход не международный. Теперь необходимо было придумывать новую концовку маршрута, решили  ехать в Сары-Таш, а там определяться, что делать дальше, перспектива возвращаться назад по тому же маршруту нас не вдохновляла. Алайская долина раскинулась перед нами зеленой ровной скатертью, украшенной бусинами юрт и россыпью стад. Сильный боковой ветер так и норовил унести нас в сторону Китая. С долины открываются великолепные виды на величественные хребты, ограничивающие Памир. Уже в Сары-Таше за мисочкой шурбо, мы с помощью знакомых из Душанбе определились, что поедем в г.Ош, оттуда  на машине через Баткен вернемся в Душанбе. Иностранные велотуристы сфотографировали наши рюкзаки-велоштаны, они ни разу не видели, чтобы велоштаны можно было носить как рюкзак.Уже вечерело и не было душевных сил на подвиги, поэтому мы впервые решили “схалтурить” и поднялись на Алайский хребет на машине. Уже с перевала на бешеной скорости по идеальной дороге, построенной китайцами,  мимо сказочно живописных горных хребтов, мы быстро спускались вниз, в сторону г.Ош. За 4 с половиной часа, за счет бесконечного спуска мы проехали 80км. На ночь остановились на лужайке над дорогой, местные оказались не гостеприимными и указывали на гостиницу в неизвестном направлении. Ночью начался первый и последний за все наше путешествие дождь.

image037

Дождь продолжал барабанить по палатке и, несмотря на наше его игнорирование, уходить не собирался. Собирались в его компании, около часа он ехал с нами, затем, видимо испугавшись низких мест и солнышка, ушел в горы. Жаркие солнечные лучи быстро нас просушили и вскоре уже захотелось купаться. За к.Гульча наведались в местный банный комплекс с источниками. На последнем перевале,  у кыргыза в спортивном костюме купили кумыс. Вечером, проехав за день 123 км. въехали в г.Ош, остановились в гостинице, ужинали в кафе, ели пахлаву и гуляли по людному ночному городу. Ни разу не подвевшие нас, пристегнутые друг к другу  велосипеды грустили в сторонке, наша велоэкспедиция закончилось, но наше путешествие еще продолжалось…Ночью загрызли комары.

image039

23 июля, мой день рождения, утром Игорь и Евгений подарили мне киргизскую шапку. Долго мы ошибочно искали такси до Исфаны, в итоге едем на запад в Исфару. На границе за киргизским Баткеном, нас приняли за иностранцев, затем мы заполняли миграционные карточки уже в милый сердцуТаджикистан. Сразу за границей г.Исфара, тут нашли машину на завтра до Душанбе, устроились в гостинице. Отметили мой Д.Р. тортиком и арбузом в кафе “Нежность”. В 6 утра следующего дня мы уже едем дальше, проезжаем платные участки дороги, ныряем в тоннели, на бешеной скорости по крутым серпантинам поднимаемся и спускаемся с перевалов. Перед столицей обязательная мойка машины, грязных в город не пускают, около 3-х дня мы уже заселяемся в гостиницу “Вахш”.  Вечером много гуляли по городу и ели, купили себе тюбетейки. Утром последнего дня затопило туалет, видимо туалеты ахиллесова пята гостиничного Таджикистана. Очень устали после посещения музея, затем мучались выбором сувениров, вечером упаковывали вещи, а поздно ночью ужинали перед вылетом. Ночной перелет и вот, в 11 утра мы уже в аэропорту г Минска.

P.S

Благодарен всем, кто осилил прочтение отчета, я сам чуть осилил его написание.

Я Вас пойму, если вы лишь просмотрели картинки в нем.

Всего не отразишь в отчете, многое не досказано, задавайте вопросы, с радостью отвечу на них.

Путешествуйте — это вдохновляет, интересуйтесь — это помогает, мечтайте – всё сбывается.

Спасибо всем кто помогал нам в реализации и по ходу нашей экспедиции.

Спасибо природе Памира за терпение и красоту.

Отдельное спасибо Евгению, Игорю, моему Воробушку и моим родителям.

Я желаю всем счастья!

 

 

Еще интересные статьи

Добавить комментарий