Отчет о туристском походе. Архыз 2013 (Номинация №4: горно-туристский поход)

Прогоню я печаль далеко-далеко

И закрою глаза и мне станет легко:

Будут горы вокруг, ледники и цветы.

Позовут перевалы неземной высоты.

Пенье птиц, шум дождя – словно все наяву

Я скучаю Архыз, я тобою живу…

Вот и позади первые восторженные впечатления… много километров разделяют Минск и Кавказ, а нас с его чудесным  уголком – Архызом!!! И в мыслях душа снова рвется туда – к вершинам и к свершениям!!! Туда – где живешь каждой минутой, где «голова в облаках» не только в переносном смысле, где отсутствие «зоны комфорта» полностью компенсируется тем, что видишь вокруг себя – красотой гор, кристальной чистотой озер, водопадами и долинами, ледниками и скалами. Начну свой рассказ о нашем великолепном незабываемом  летнем вояже.

Итак, состав группы – 5 человечков из клуба ExtrimClub:

Команда ExtrimClub, на фото слева направо: Дарина, Ваня, Кристина, Саша, Лена.

Наши самые-самые главные мужчины, защитники, «носители» самой тяжелой части общественного груза и те люди, которые всегда готовы нас выслушать (в любую даже самую трудную минуту): Сашка (руковод группы) и Ванька. Ну и собственно мы, — вроде почти всегда адекватные и почти не капризные дамы: Кристинка, Даринка и я – Ленка

Даты похода:(7.07) 9.07-18.07

Нитка маршрута:

пер.Баритовый- пер.Архыз- пер.Кяфар — пер. Мылгвал — пер.Агур Южн — пер. Федосеева

(Более подробный маршрут: пос. Архыз – вдп. Баритовый – пер. Баритовый – оз. Запрудное – дол. р. Кяфар-Агур – пер. Кяфар – оз. Кяфар – оз. Лазурное – оз. Кяфар – оз. Провальное – пер. Мылгвал – оз. Б/Н – пер. Южный Агур – оз. Турье – пер. Федосеева – Лунная поляна – пос. Архыз)

А вот как это выглядит на карте:

Наш маршрут

Снаряжение на группу:

— две веревки (VENTO) 50м, 4 обвязки, карабины 7 шт, спусковое (это оборудование нам, к сожалению, не понадобилось, т.к. по техническим причинам мы немного сократили маршрут и не пошли на пер. Семнадцати).

— аптечка, палатка (Loop) 4-х местная, горелка,5 баллонов газовых (penguin)

Личное снаряжение: палки трекинговые, спальники, рюкзаки, коврики, гамаши, фонарики

Путешествие наше сразу началось  с приключений: 7 июля в 19.00 дружной компанией (за исключением Сашки, который выехал немного раньше) мы должны были на паровозике Минск-Минеральные воды отправиться до города с непривычным названием Армавир. Но поначалу отправились…….не совсем дружной компанией (точнее в ее составе не было не только Сашки, но мы чуть не «потеряли» еще одного члена группы)!  Дарина опоздала на поезд!!! А ее рюкзак поехал с нами). Знала бы Даринка, как мы переживали!!! И как ругали ее:) — пока она не догнала нас на станции Пуховичи. Наверное, вести отчет удачному началу можно отсюда)) т.к. нервы наши были натянуты «как струны скрипки и издавали унылые звуки…» до этого момента).

А уже 8 июля – мы «жарились» в «утомленном солнцем» вагоне поезда. Ночью в соседний вагон в Ростове подсел Сашка и вот совсем  чуть-чуть пути осталось до точки высадки пассажиров-экстрималов, т.е. нас пятерых – для продолжения дороги на комфортабельном автобусе до поселка АРХЫЗ)))

9 июля высадились в уже упомянутом городе Армавире, где нас встретил водитель на машинке и повез далеко-далеко в Архыз через яркие желтые подсолнечниковые поля. После «выгрузки» мы начали готовиться к первому подъему на водопад Баритовый. И  в 10:27 мы в пути, начинаем подниматься. Погода отличная, светит солнышко. А  уже в 11:07 – наш первый привал, непривычный горный рельеф дает о себе знать – идти вверх не так уж просто как оказалось))). При подъеме встретили женщину и парня, которые радиалкой поднимались на тот же водопад. Женщина сказала, что в юности тоже часто ходила в походы с рюкзаками, а сейчас любит просто гулять по горам. По ее словам Архыз – это самое-самое красивое место на Кавказе. Даже в начале похода это не вызвало у нас сомнений.

«Ловим» прохладу у водопада Баритовый

В 12.20 мы у водопада. Перекус. Слишком соленое сало (которое солила я по Сашкиному рецепту. Оно стало предметом шуток в мой адрес на протяжении всего похода…..) Жара….)))  Отдыхаем возле водопада и наслаждаемся его прохладой и красотой. В 13.15 продолжаем свой путь и направляемся к перевалу Баритовый. Дорога вверх по серпантину была долгой и утомительной. Мы уже даже шаги начали считать: 10 шагов и отдых……10 шагов и отдых….. Так продолжалось до тех пор, пока не начался дождь – который в дальнейшем весь поход был нашим талисманом. В спешке мы поставили криво палатку, залезли туда. Перевала мы так и не достигли… Так как вокруг и видно-то ничего не было. Парни пошли на разведку и нашли хорошее место для палатки. На перевал снимать записку пошли утром следующего дня. Первый день был особенно знаменательным для Кристинки – она нашла верного спутника(или –цу) на весь поход – свою супер-пупер трекинговую палку-кусок непонятной железяки.

Поселок Архыз с высоты (и это  еще мы не добрались до «высоты птичьего полета»)
Поселок Архыз с высоты (и это еще мы не добрались до «высоты птичьего полета

10 июля. Второй ходовой день

Наверное, это один из самых сложных походных дней. Запомнился он всей нашей компании. Было много впечатлений, волнений)) и неожиданностей. Началось с того, что утром мы решили не завтракать. Думали, что быстро спустимся к воде (которой у нас действительно утром не было для приготовления еды) к озеру Запрудному и там все и приготовим и пойдем дальше. Съели мы только немного кураги. Дальше взяли перевал АРХЫЗ. Там был первый снежник, который вызвал у нас восторг!!! (особенно у девочек, т.к. никто из нас такого еще не видел).

Лыжники;)
Осталось только руку протянуть – и на ладони кусочек «сладких ватных облаков»

После перевала, нам надо было спуститься к озеру Запрудное, у которого мы и планировали завтракать. Казалось, что оно совсем на ладони. Но как только мы начали спускаться – поняли, что это не так – оно очень далеко! Спуск был тяжелый, с опасными камнями. Кристинка заподозрила что-то неладное, когда заметила, что «ни озеро не приближается, ни рябь от озера не приближается».  На этом спуске любимым Кристинкиным растением стал рододендрон, который помогал ей спускаться – она усердно хваталась за это прекрасное растение и ловко удерживалась на нем).

«Такое близкое и такое далекое …» (оз. Запрудное)

Я и руковод Сашка спускались немного быстрее остальных, но вдруг начался дождь и град, и нам пришлось спрятаться под большим камнем. Я достала дождевик, мы укрылись им, думали благополучно переждем дождь, как вдруг услышали крик Дарины – она упала – и Сашка мигом выскочил ее спасать, точнее «ловить» со склона горы. Все обошлось небольшими ушибами. Хотя для Дарины это конечно было очень плохо, ведь у нее и так уже болели колени.

Экстрим ExtrimClub по камням

Когда закончился град, мы решили спускаться дальше, т.к. боялись, что погода может еще больше ухудшиться. Ваня нас обогнал. Камни, по которым пришлось спускаться были скользкие и опасные, было действительно тяжело…. Мы прошли немного и решили остановиться отдохнуть, присели на склоне и тут… я начала падать в обморок – все поплыло перед глазами, я перестала видеть ребят, мне стало очень плохо. Я испугалась не на шутку, испугала Сашку, Даринку и Кристинку, еще и дождь шел. И в этот момент произошла наша ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С МЕДВЕДЕМ —  это был медвежонок Барни, который оказался в Кристинкином рюкзаке и спас меня от обморока. Сашка сказал – «Надо идти, не будем же мы сидеть на склоне и ждать». И вот мы пошли. Мне стало лучше, я собралась с силами и дошла до конца спуска нормально. И вот оно – озеро Запрудное.  Ваня сразу накормил меня халвой, чтобы восполнить силы. Дождь ненадолго закончился, но как только мы поставили палатку – начался снова. Ваня, Кристина и Сашка сумели удачно сыграть во фрисби на «минном» поле. И вскоре все легли спать, так как день был тяжелый. Ночью на этом озере были волшебные огромные  и очень-очень близкие звезды.

11 июля. 3 ходовой день.

Утром мы проснулись, дождя не было, но было очень холодно. Для того, чтобы обуться, мы с девчонками ждали, пока солнце выглянет из-за гор и посветит на боты)) и только после этого смогли их обуть.

010
«Немного солнца в холодной воде…»

Мы собрались и начали спуск в долину реки Кяфар-Агур. В этот день (даже в первую половину дня) было очень много бродов и конечно же самый мокрый день для ног. Мы с Кристиной злились на Сашку, но слушались его и переходили в самых плохих, на наш взгляд, местах ))) Дальше мы пошли вверх по реке Кяфар-Агур. Кристинка увидела змею и испугалась, а змея, видимо, испугалась Кристинку и уползла. Мы шли по тропе к перевалу Кяфар, но тут снова началась наша любимая погода + ко всему стадо быков и коров заставило сойти нас с тропы и перейти на другую сторону реки.

011
И снова в брод

Погода изменилась моментально  — начался сильный дождь и град. Мы очень быстро поставили палатку и все мокрые  сидели в ней в неудобных позах, играли в карты, кушали, спали…. И где-то через часа 3 развиднелось, прекратился дождь, мы увидели тропу к перевалу и решили идти.  НО…..когда мы начали двигаться вверх снова резко налетело облако, в котором я, Дарина и Кристина мерзли, пока Ваня с Сашей искали тропу. В итоге мы спустились обратно и поставили палатку недалеко от первоначального места, где пережидали дождь. В этот день Сашка плохо себя чувствовал и он подумал, что все из-за воды с повышенным содержанием С. (хотя потом решил, что это все же курага). По совету Сашки, все вылили эту воду. Подкрепившись теплым вкусным ужином, мы мирно заснули в своей родной палаточке.

А на следующее утро – 12 июля. 4 ходовой день – мы решили пойти все же на перевал Кяфар, хоть погода была не из лучших. Дальше был спуск с перевала к озеру Кяфар и подъем к озеру Лазурное. На пути было много чудесного любимого уже всеми рододендрона))) Лазурное оказалось озером неземной красоты.

012
«Когда мои друзья со мной!!»
013
«С высоты птичьего полета..»
014
«Неземная лазурь — оз.Лазурное»

Погода была отличная, светило солнышко))) и настроение у всех было на подъеме. Мы отлично там провели время. Фотографировались на леднике, отдыхали, сушили вещи. А еще – посвящали Кристину с Дариной в туристы: завязали им глаза, вывели из платки на улицу, обмазали пастой, дали в руки по треккинговой палке)) было очень весело. Отметили это событие бутылкой шампанского, которую все эти дни мужественно носил в своем рюкзаке Ваня. Вечером в палатке играли в игру «в контакте», да так играли! Что потом уже всех от нее просто тошнило. Ночью была наша любимая погода и мы мирно спокойно спали).

13 июля. 5 ходовой день

Утром долго думали идти ли пер. Семнадцати, но решили, что в следующий раз. Мы ушли с Лазурного (так не хотелось с него уходить, ведь оно было такое красивое) и пошли к перевалу Мылгвал.

015
«Настоящие туристы»

По пути снова любовались озерами – уже известным нам оз. Кяфар и оз. Провальное. В этот день видели великолепных лошадей и яка – от них было не оторвать глаз – от лошадок передавалась такая энергетика и такой дух свободы, необъятного пространства, что не передать словами. Еще мы видели группу туристов, спускающихся с пер. Северный Агур. Перевал Мылгвал нас разочаровал (он был какой-то прямо «недоперевал») . Стоянку мы сделали на оз. Б/Н 2753. Поставив лагерь, мы сделали небольшую радиалочку – любовались природой, красотой горных пейзажей. Казалось, что мы в Швейцарии. Я побегала по сыпухе по Сашкиному совету. Сашка же с Ванькой придумали себе более увлекательное развлечение – катались со снежника. На это было так смешно смотреть! (хотя страшно за парней было не меньше). Вечером возле нас остановилась небольшая группа из Воронежа (2 парня и 2 девушки). Они спустились с пер. Южный Агур.

016
«Дух свободы»
017
«Альпийский пейзаж»
018
«Мечтатели»

14 июля. 6 ходовой день

Утро. Снова дождь. Ждем погоды. Вышли с оз. Б/Н к пер. Агур и пер. Федосеева. На перевале Агур Настрочили СМСок домой и отправили Сашку на пер. Федосеева отправлять их. Я , Ваня, Кристина и Дарина начали спуск по камням и снежникам к оз. Турье, которое сверху казалось намного ближе, чем было на самом деле.  Выбрав место для палатки и обустроившись на стоянке, мы решили поиграть в фрисби (которое в походе выполняло очень много функций – и основных и неосновных – например, роль досочки для нарезки продуктов, или крышки для котелков). У нас получился настоящий турнир! Было очень здорово и весело – особенно, когда фрисби падало в озеро, и парни его доставали)))

019
«Озеро Турье»

15 июля. 7 день. Дневка на оз. Турье

8.00 мы встали, позавтракали. Ночью был сильный дождь и гроза, — мы думали, что такая погода будет целый день, но совсем скоро засветило яркое солнце, погода стала просто чудесной.

020
«Кристально чистое горное озеро (без названия)»

В 10.00 мальчики пошли искать пещеру, т.к. не знали ее точного месторасположения. Вернулись за нами где-то через 2,5 часа все грязные. Мы с девчонками собрались, и вот уже все вместе отправились в пещеру. Там было страшно, мокро и холодно – в общем, экстремально)  После пещеры мы отдыхали – загорали на водопаде, готовили обед и тут нас снова! Накрыло облако – везде было оно – и ничего не видно вокруг и холодно-холодно… И вот мы снова в палатке  — ждем свою «любимую» погоду, скоро будем готовить ужин. Мы очень много кушаем в этом походе, ведь нам нужны силы, чтобы наши нервы не сдавались и чтобы мы могли переждать все сюрпризы погоды в нашей любимой солнечной желтенькой палаточке!!!!)

021
«Человек в пещере»

16 июля. 8 ходовой день

6.00 – подъем. Думали пораньше выйти на перевал Федосеева, но, несмотря на то, что ночь была звездной, а утром был красивый розовый рассвет, нас как всегда «порадовала» наша любимая погода – мы «засели» в облаке. Причем дождь и гроза были нешуточными. Мы всё собирались и собирались, но выйти никак не могли, т.к. вокруг было белое-белое «молоко», а дождь начал затапливать так, что ручейки поплыли вокруг палатки. В итоге вышли мы где-то в 12.15. Шли в облаке, встретили группу, которая взяла перевал Турий, мы же взяли перевал Федосеева приблизительно в 14.15-15.00.

022
«Мне бы увидеть, что я пишу))) (пер. Федосеева – снимаем перевальную записку)»

И тут начался тяжелый и ооочень долгий спуск на Лунную поляну по мокрой траве в облаках (видимость сначала была вообще ужасная) и по камням. На этом спуске почти у всех, (кроме Сашки – он же руковод, ему по статусу не положено)  было куча подскальзываний и падений. Ноги нас уже перестали слушаться и угол наклона спуска заставлял нас просто бежать, а это было так тяжело!!! Зато какие пейзажи нам открывались!!!!

023
«Парамаунт Пикчерз представляет!»
024
«3000 метров над уровнем моря»

В конце концов мы спустились. Но нам предстоял еще путь от Лунной поляны до базы МЧС. По дороге мы столкнулись со стройкой (которая к Олимпиаде в Сочи 2014) и поняли, что спустились «с небес на землю». Так как шел дождь, везде было грязно и противно, а мысли были там – в облаках, а точнее – над облаками! Особенно ярко чувство того, что мы выше облаков, появилось у нас на том последнем спуске…И вот, мы на земле…идем по мокрым, грязным лужам…шаг за шагом приближаемся сами того не зная к, на самом деле, великолепному завершению долгого и насыщенного дня. Где-то в часов 18.00 мы видим базу МЧС, где надо сообщить, что мы закончили поход. Нас встретил сотрудник Анатолий Варченко (Сашка передал ему привет от их общей знакомой Инны, которая водит походы в Архыз). Анатолий (как и другие сотрудники) оказался очень гостеприимным и сразу предложил нам столько всего, о чем грязный, голодный и усталый турист может только мечтать – душ, кухня, стиральная машина и ночлег в каминной на базе МЧС. Мы приняли душ, постирались, приготовили ужин, а потом долго разговаривали о горах с командой МЧС за чаем с печеньками. После встречи с такими приятными и интересными людьми не остаётся сомнений: Архыз – самое великолепное и волшебное место на Кавказе!

17 июля. 9-й день

Наш поход на финишной прямой. У нас впереди правда еще прогулка в Архыз, который в 8 км. от базы МЧС. Утром мы не спеша проснулись, позавтракали и отправились в Архыз. Погода была великолепная – светило яркое солнце, было жарко – такой резкий контраст (!) по сравнению с облачными туманными горами. Посёлок встретил нас рыночком с сувенирами на главной площади, где мы закупились магнитами и носками из овечек. А дальше была «концептуальная» кафешка с традиционными кавказскими хычинами и айраном. Кристинка покаталась на ооочень ленивой лошадке.

025
«Лошадка, ну покатай Кристинку, пожалуйста!»
026
«Это самое вкусное, что я пробовал в своей жизни!!!»

Потом мы пытались решить вопрос с машиной, которая нас утром следующего дня должна была завезти к поезду в Армавир (т.к. запланированный нами вариант чуть не сорвался). На обратном пути на базу МЧС за нами увязалась собака и так все 8 км. шла за нами. Ночь мы решили провести в палатке, но не удалось – теперь нас поселили в спортзал, где мы активно занялись спортивными видами J — кто-то даже почувствовал себя профессиональными боксерами. Потом все сходили в душ и улеглись, чтобы увидеть прекрасные сны (но Кристинке почему-то приснились зомби).

18. июля. 10-й день

Рано утром за нами приехал очень J (мы то думали, что он хоть чуть-чуть опоздает) пунктуальный водитель. Дорога в Армавир была очень длинной и жаркой. Нам повезло: водитель согласился отвезти нас посмотреть на «Нерукотворный лик Христа» (который кстати нашли в горах Анатолий Варченко и его сын). Это изображение на горе, если это можно так назвать, впечатлило нас. Армавир встретил нас невыносимым жарким солнцем  (было + 34) и отсутствием мест, где можно было бы обменять деньги. До поезда у нас было очень много времени, половину которого мы и искали банки…как-то так!((( Наконец поменяв валюту мы пошли закупились в дорогу (мы с Ваней – домой, а Сашка, Кристинка и Даринка – на море), а потом в бар – отметить окончание нашего похода. Ну вот мы и расстаёмся – нам грустно и очень не хочется уезжать. Хочется вернуться в Архыз… Но, наверное, это и правильно – хорошего не должно быть слишком много, его всегда должно чуть-чуть не хватать…Мы с Ваней в Ростов, в бессонную ночь в поисках Дона (который так и увидели только с вагона поезда), в душный вагон до Гомеля.… Жара…ностальгия по ушедшему времени….и долгая дорога домой к повседневным проблемам и заботам, к стремительному, вечно куда-то спешащему городу и к суете…

027
«…а ребята уже ночью будут на море…»

Автор отчета: Новикова Елена Николаевна

Фото: Корженевская Кристина, Антимонов Иван, Новикова Елена

Еще интересные статьи

3 комментария

1. Паравозик и машинка очень умилили 🙂
    Заголовок «Категория 4: горно-туристский поход» мой мозг долго не мог трактовать иначе как «горно-туристский поход 4 категории сложности» и вызывал сильнейший когнитивный диссонанс 🙂 Потому что в тексте, очевидно, фигурируют новички и сразу на четвёрку! И четвёрка странная какая-то, что даже верёвки не понадобились. Я не турист, но сидел и негодовал! 🙂

Полез смотреть нормы на категорию похода, потом изучать описанные перевалы, какая у них категория, в результате высчитал, что это поход, каким он и должен был быть, первой, самой простой категории сложности. Уже собирался писать что-то разоблачающее (хотя ещё и не решил, за что ругать: за новичков на четвёрке или за то, что это не четвёрка, а единичка), но решил сперва убедиться, что я понял всё правильно. И только тогда догадался, что речь идёт совсем не о категории сложности 🙂

За отчёт спасибо!

1. Все правильно, это не категория сложности, да и вообщем не категория, а скорее номинация, по которой отчет участвует в конкурсе. Исправили название, дабы не продолжать вызывать когнитивный диссонанс у остальных читателей:)
      Конкурс туристских отчетов «Активный 2013» проводится с 01 мая по 15 сентября 2013 года по следующим номинациям:
      1. пеший поход;
      2. водный поход;
      3. поход на велосипеде;
      4. альпинистское восхождение / горно-туристский поход;
      5. поход смешанным типом перемещения (комбинированный).
      Присоединяйтесь к участию в конкурсе;)