Хибины и Два Лося (Номинация №4: горно-туристский поход)

Наши с Валерой походы всегда отличаются особым идиотизмом, не обошлось без этого и на этот раз.

Как мы решили поехать в Хибины? Вообще мы собирались сходить в Карпаты, а потом я просто предложила «немного» разбавить нашу географию и за неделю мы подготовили маршрут на север. Как мы добрались до Хибин? Автостопом! Зачем усложнять поездку поездами, когда есть такая прекрасная альтернатива! Так что поход  наш начался еще задолго до того, как мы попали в Апатиты, но начну я, пожалуй, с этого момента. Приехав на железнодорожный вокзал, мы узнали, что электричка до станции Имандра – классическое место начала многих маршрутов по Хибинам – ходит всего два раза в неделю: по пятницам и воскресеньям в шесть часов утра. Мы приехали в пятницу после обеда…Ходят в нашем направлении только скорые поезда, которые стоят 480 руб. с носа за несчастных 35 км. И что решаем делать мы? Конечно, идти пешком по рельсам!

В горы все таки идем, что тут значат лишние 35 км, тем более на улице отличная погода и виды просто потрясающие! Вообще, уже после нескольких километров пути мы перестали жалеть о том, что решили идти пешком, красота вокруг  завораживала, да и сам процесс был интересным. Периодически мы подходили к озеру Имандра и отдыхали. Это озеро самое большое на территории Кольского полуострова и видно его, действительно, отовсюду.

День тут длится практически бесконечно, в 12 часов ночи можно сидеть и читать книгу – так светло на улице. Темнеет только ближе к двум, а около четырех уже светает. Это очень сбивает организм с привычного графика, и зачастую мы ставили палатку ближе к полуночи. По дороге местная бабушка зазвала нас в гости и накормила бутербродами с колбасой и свежесобранной клубникой. Для  меня было приятной неожиданностью есть клубнику в августе…Первую свою ночь на Кольском полуострове мы провели на берегу озера: расчистили место недалеко от берега и железной дороги (ночью Валера подрывался от того, что ему казалось, будто на нас едет поезд!). Уснуть не могли долго – мешал свет, но усталость взяла свое.

Утром мы долго отсыпались, бродили вдоль озера, любовались небом. Оно было какое-то совершенно нереальное, у нас я такого никогда не видела…

Идти до нашей станции оставалось совсем не много – не более 10 км. И тут при внимательном пересмотре карты мы заметили, что начать маршрут можно и раньше, с места под названием Нефелиновые Пески, а до него совсем рукой подать. Тем более, что где-то в отчетах мы читали, что люди хотят и с того места, так что можно смело сворачивать пораньше. Примерно через час мы дошли до станции и свернули на тропу, уходящую в горы. По дороге я умудрилась поскользнуться и упасть в лужу. В итоге получилась мокрая я и наполовину мокрые вещи в рюкзаке. Пока падала, держала камеру на вытянутой руке, чтобы не намочить. Валера потом весь поход мне это вспоминал и смеялся. Вот так весело мы подошли к ращелине Аку-Аку, помимо самой красоты места впечатляло еще и обилие голубики вокруг, тут просто ягодный рай!..

Недалеко  есть очень красивое озеро, на карте оно не указано, но в интернете мы нашли его название – Живописное. И авторы не ошиблись, оно действительно живописное: небольшой кусочек Норвегии. Вода ледяная и прозрачная как слезы. Так и хочется в ней поплескаться!

Но сильно задерживаться мы не стали, надо было двигаться дальше и искать место для ночлега. Мы остановились в ущелье Йоку-йоку, нагрели камни на костре, чтобы высушить мои вещи, насобирали черники на десерт, долго болтали и делились впечатлениями.

Так получилось, что весь наш маршрут вышел довольно матрасным: мы ложились спать к часу ночи, а просыпались к 10 или 11 утра, долго собирались и выходили вообще ближе к обеду. С таким расписанием мы все равно успевали проходить запланированную часть маршрута и зачастую еще и пару-тройку «лишних» километров. Спешить не хотелось, хотелось как можно тщательнее впитывать в себя окружающий мир. Я так вообще любила останавливаться и говорить « Надо же, ты только подумай до чего красиво!» И мы стояли, и думали…Наш дальнейший путь лежал к перевалу Юмъекорр, что в переводе означает ущелье Мертвых – не самое радужное название в этих местах…

Подъем оказался совершенно не сложным. В самом ущелье очень красиво, хорошо видно Имандру. На перевале встретили группу туристов-велосипедистов из Архангельска, пожелали друг другу хорошего маршрута и разошлись каждый в свою сторону.

Спуск тоже был легким и непродолжительным. Дальше была приятная дорога по тундре до реки Гольцовка. В нее я, кстати, тоже упала – нельзя же нарушать традицию! Люди встречаются довольно часто и большими группами. Но чаще всего из-за невысоких деревьев виднеются именно лагеря, видимо, стоят долго на одном месте, а по окрестностям ходят радиально.

Если идти вдоль речки, то попадаешь в место слияния Гольцовки с правым притоком из цирка Ферсмана. Тут очень удобно встать на ночлег и сбегать прогуляться в Цирк Ферсмана. Так мы планировали по маршруту, но на деле вышло немного иначе: непогода заставила сидеть в палатке…Утром стоял небольшой туман, но было достаточно светло и тепло, все шло к тому, что скоро погода снова станет солнечной. Сегодня  день предстоит достаточно сложный и насыщенный, ведь главным событием  является подъем на перевал Восточный Арсеньева (1000м 1А). Это наш первый категорийный перевал на маршруте, и первый категорийный во всей Валеркиной походной жизни!

Пока мы собирались, нас обошла встреченная вчера группа из Питера. Они и служили хорошим ориентиром. Сам подъем на перевал не сложен технически, скорее сложен физически. Перевальный взлет составляет около 400 м, а это уже не шутки! Моему другу постоянно казалось, что мы сильно забираем в правую сторону, и когда группа Питерцев откровенно пошла влево, мы ушли в правый бок и потеряли их из виду. И вот высота все набирается и набирается, а перевал все не переваливается и не переваливается . И тут…К нам на встречу спускаются те самые ребята…Еще издалека руководитель кричит нам « Ну вы и лоси!!!»В общем, перевал остался внизу, а мы вышли с полным грузом аккурат на пик Ферсмана…Пожалуй, мы одни из тех немногих туристов, которые вначале берут вершину в лоб, а потом спускаются ниже, чтобы взять перевал…))

Спустившись немного ниже, мы попили чаю, чтобы набраться сил и передохнуть перед трудным спуском. Но, то ли чай был волшебный, то ли наш маршрутник врал – спуск был легким. Спускаешься себе аккуратненько по камушкам и мурлычешь что-нибудь под нос. Вообще на вершине у Валеры была идея пойти на самую большую гору Хибин – Юдычвумчорр, но карта подсказывала, что это будет совсем не просто, да и руководитель Питерской группы многозначительно на нас поглядел и сказал « Ну… Если у вас мозгов совсем нет, то сходите, я бы не советовал, спуск там будет совсем не простой». Поэтому мы посоветовались, и я решила двигаться в долину Малой Белой. Хорошо  набитая тропа  постепенно зашла  в красивую хибинскую тайгу.

Широкая дорога вела нас вдоль реки к замечательному небольшому таежному озеру. Вокруг было очень много черники и тут мы остановились, чтобы сварить обед и хорошо передохнуть.

В принципе, там можно было и остаться на ночлег, но силы еще были и время позволяло пройтись пару-тройку часов. Мы решили перевалить еще и Петрилиус Западный, но подойдя ближе к ущелью Рамзая передумали. Захотелось сбегать туда радиально, а чтобы совсем не нагружать день, то и разбить палатку недалеко от перевала. Так мы и сделали.

Ущелье Рамзая немного страшновато на вид, кажется, что сейчас все эти камни разом на тебя упадут. Но они, конечно, не падали, поэтому прогулялись мы по ущелью благополучно. А вот на обратном пути долго не могли найти припрятанные рюкзаки, поэтому палатку разложили уже где-то близко к полуночи.

Утром мы еще немного подумали над картой, ведь варианта дальнейшего пути было два: западный и восточный Петрилиуса. Западный представился нам более привлекательным, с него обещали чудесный вид на большие стены Хибин, а тропа должна спуститься к небольшим, но красивым озерам цирка ручья Петрелиуса.

К перевалу подошли близко, так как палатку разбивали почти у подножия. Подъем совсем не сложный, можно сравнить с подъемом на ущелье Мертвых. Навстречу нам шла группа из Ярославля, примечательная тем, что у одного из мужчин в рюкзаке сидела большая немецкая овчарка. Собака на перевал взобралась, а вот спускаться наотрез отказалась. Пришлось перекладывать вещи товарищам и тащить ее на плечах. Собаке так, явно, было удобно и комфортно, потому что вид у нее был весьма радушный.

А меж тем мы уже вышли на перевал. Нашли записку, забрали конфету, пожелали следующим туристам хорошего пути и стали спускаться.

Обещанные озера действительно были интересными — одно выливалось в другое и такой цепочкой они уходили за горизонт.

Нашей дальнейшей точкой была база Куэльпорр, вернее контрольно-спасательный пост Куэльпорр. Шли мы по долине реки Кунийок по красивой лесной дороге, весь путь напоминал легкую прогулку в лесу с красивыми видами вокруг.

Очень много озер, местами местность болотистая. По дороге мы немного заплутали и перешли реку не там, где нужно. Пришлось возвращаться и срочно разбивать палатку – на нас несся страшный ливень и густой туман.

Утро было довольно свежее, туманное, дождь иногда моросил. Один раз даже выглянула радуга.

До Базы оставалось совсем немного и мы особо не спешили, останавливались почти у каждого озера, чтобы поснимать природу в тумане.

Дорога в изобилии сдобрена различным техническим мусором, много ржавеющего железа, какие-то детали. Хотя иногда это смотрится даже по своему красиво:

Где-то часа через полтора мы вышли к базе. Место действительно впечатляющее! Изначально планировали просто перейти там реку, а задержались надолго! В сером тумане все смотрелось так гармонично и прекрасно, что мы просто ходили по кругу, дышали воздухом, рассматривали дощечки. Мы не знали, но видимо там принято прибивать на специальный столб свою памятную дощечку. Так как таковой у нас не имелось, мы просто приписали себя на одной из беларусских:)

От базы совсем близко находится водопад с незамысловатым названием « Красивый», я заметила, что на Севере люди вообще особо не парятся с названиями – что вижу, о том и пою:)

Но в том, что он красивый они не ошиблись. Я в своей жизни видела немало водопадов, но этот впечатлил больше всего. Само место волшебное, и туман на склонах надавал еще большего колорита. Мы решили там обедать, чтобы подольше задержаться в таком необыкновенном месте!

Но, как бы красиво там ни было – дорога зовет дальше! Погода испортилась окончательно: идет дождь, туман клубится почти у самой земли. Мы хотели выйти к перевалу Марченко, чтобы там переночевать, но немного переусердствовали и зашли аккурат к перевалу Рисчорр Южный. Брать его уже не хотелось, настроение подпорчено погодой, решаем ставить палатку. Долго не могли найти хорошее место, но через час  уже лежали в сухих спальниках. Когда палатка влажная, вещи сырые, вокруг все мокрое, спальник греет не только тело, но и душу. Впрочем, как и горячий чай. Немного взбодрившись, мы подумали о том, что завтра будет солнечная и ясная погода, и мы продолжим дорогу к озеру Академическому. На завтра из окна палатки было видно только на метров пять-семь…Дождь лил не прекращая, надо было что-то кардинально решать. По плану нам надо было взять перевал Рисчорр, выйти к озеру, перевалить перевал Академический (1А) и выйти к дороге на Кировск. Но это еще ночь, а то и две до города… Мы решили отступить, вернулись назад к водопаду, еще раз впитали его светлую и чистую энергетику, и потопали по дороге на Кировск. Обидно было сворачивать, но и идти по непогоде просто ради галочки, что прошли, тоже не хотелось. Можно было бы переждать непогоду, как делали это встреченные нами по пути группы, но нас поджимало время. Ближе к Кировску погода начинала проясняться.

Мы прошли около 15 километров и остановили машину, которая вывезла нас аккурат в город. В итоге уже к шести вечера мы были в Кировске. Дальше наше приключение продолжилось в режиме автостопа, но это уже совсем другая история!

Кстати, хочу сказать, что у меня есть более правдивая версия того, почему Валера так яростно не желал продолжать маршрут. Думаю, что причина не в непогоде, а в том, что у нас именно в это утро закончился кофе. А Валера без кофе жить не может, сразу звереет, вот и подался в город пополнять запасы:)

Автор отчета — Татьяна Гендель.