Отчет о горном походе II к.с. по Валлиским Альпам (Номинация №4)

Руководитель: Веренич Евгений Алексеевич. Адрес: Республика Беларусь, Брестская область, г. Брест ул. Рябиновая д. 6, кв. 112,

Сроки проведения: с 14.07.2007 по 06.08.2007

Район путешествия: Швейцария, Италия – район Валлиских Альп; Франция – массив Монблан.

Краткая нитка маршрута: г.Брест – пос. Цервина – пер. Теодуль (1а) – в.Брайтхорн (радиально) (1б) – лед. Змутт – скалы Штоки – пер. Валпеллайн – лед.Де Тса Де Тсан – пер. Брюль (2б) – пер. Левек (1б)  – пер. Пти Колон (1а)  – пер. Фнэтре де Дюран (н/к) – пос Олломонт — пос. Шамони – пос. Сен-Жерве – Монблан (2б) – пос. Сен-Жерве – г.Брест.

Содержание: 

1. Характеристика спортивного похода

             1.1 Краткие справочные сведения о походе

             1.2 Состав группы

             1.3 Особенности планирования маршрута

             1.4 Заявленный план похода

             1.5 Цели и задачи похода

            1.6 Итоги похода

            1.7 Рекомендации группам, желающим повторить наш маршрут

2. Организационные моменты похода

             2.1  Описание подъездов и отъезда

             2.2  Оформление документов

3. Описание тактико-технических действий группы:

             3.1 Изменения маршрута и их причины

             3.2 Краткое описание ключевых препятствий на маршруте, необходимое специальное снаряжение, умения и навыки участников группы

             3.3 Нитка маршрута пройденного:

             3.4 Пройденный маршрут, таблица ежедневных переходов

             3.5 Ежедневное описание переходов

4. Дополнительная информация

              4.1 Снаряжение

             4.1.1 Групповое

              4.1.2 Личное

             4.2 Весовые характеристики груза взятого на маршрут

             4.3 Аптечка

1. Характеристика спортивного похода:

1.1. Краткие справочные сведения о походе:

Вид туризма

Горный
Протяженностьактивной части (км)158
Категория сложностиII
Продолжительность:
Общая (дней)23
Ходовых дней16
Сроки проведения14.07.05 — 06.08.05

1.2. Состав группы:

ФИОГодрожденияДолжностьТуристский опыт
1Веренич ЕвгенийАлексеевич1986руководительЗап.Кавказ IIг РАлтай III г УТянь-Шань IV г — У
2Герасименко Екатерина Георгиевна1990зав по медицинеГорный Крым ПВДАльпсборы – Денеши
3Фомин Виктор Юрьевич1990Фотограф, звездочетГорный Крым ПВДАльпсборы – ДенешиКарпаты I л — У
4Гапонюк Дмитрий Юрьевич1990Зав по питанию; штурманГорный Крым ПВДАльпсборы – ДенешиКарпаты I л — У
5Лащ Дмитрий Васильевич1990РеммастерВодительГорный Крым ПВДАльпсборы – ДенешиКарпаты I л — У

1.3. Особенности планирования маршрута:

— маршрут планировался линейным, первые дни были отведены под акклиматизацию. В рамках этого было запланировано радиальное восхождение на вершину Брайтхорн (1Б, 4164м). Высота была более чем достаточная, так как максимальная высота, которую мы должны были взять – 4810, в Монблан;

— по желанию или при отсутствии погоды практически любая ночевка могла проходить в одном из многочисленных альпийских приютах, наша группа провела одну ночевку в приюте Букетан;

— в конце похода планировалось восхождение на вершину Монблан (2б, 4810м), как конечная цель похода;

— на маршруте планировались 2 дневки которые могли использоваться как резервные дни возникни такая необходимость;

— так как мы добирались до района путешествия на личном автотранспорте, то по пути планировали посетить Вену, Милан, Венецию и Прагу, в рамках экскурсионной программы;

1.4. Заявленный план похода:

Дата

День пути

Участок маршрута

Км

Способ передвижения

14.07

1

г.Брест – г.Варшава —

авто.

15.07

2

г.Вена —

авто.

16.07

3

г.Милан

авто.

17.07

4

Пос. Бреуль-Цервина – оз. Дю Трамаль

Пеш.

18.07

5

м/н – пер. Теодуль (1а, 3301м)

Пеш.

19.07

6

м/н – в. Брайтхорн (1б, 4164м) рад

Пеш

20.07

7

м/н – хиж. Хирли

Пеш

21.07

8

м/н – лед. Змутт

Пеш

22.07

9

м/н – скалы Штоки

Пеш

23.07

10

м/н – пер. Валпеллин (2а, 3568м)

Пеш

24.07

11

м/н – лед. Де Тса де Тсан – пер. М.Брюль (2а, 3213м)

Пеш

25.07

12

м/н – пер. Левек (3386м) – пер. Пти Колон (3292м) связка 2а

Пеш

26.07

13

м/н – пер. Фнетре де Дюран (н/к)

Пеш

27.07

14

м/н – пос. Этрубль

Пеш

28.07

15

м/н – пер. пер. Малатра (1а, 2928м)

Пеш

29.07

16

м/н – пос. Шамони

авто

30.07

17

м/н – приют Эг дю Гуте

Пеш

31.07

18

м/н – в. Монблан (2б, 4810м)

Пеш

1.08

19

м/н – пос. Шамони

Пеш

2.08

20

г. Венеция–

авто

3.08

21

г.Брно —

авто

4.08

22

г.Прага – г. Варшава

авто

5.08

23

г.Брест.

авто

Итого активными способами передвижения:                             158 км

1.5. Цели и задачи похода: перед группой ставились прежде всего спортивные цели, познавательные и рекреационные цели отодвигались на второй план:

— прохождение горного похода II к.с.

— обучение (обучение приемам передвижения по различным формам горного рельефа, организации страховки и самостраховки, тактике преодоления различных естественных препятствий);

— прохождение маршрута с подъемом на перевалы указанные в плане похода и на вершины Брайтхорн и Монблан;

— подготовка всех участников к походам III категории сложности.

1.6. Итоги похода:

— группа выполнила практически все поставленные перед собой цели и задачи;

—  группа прошла заявленный маршрут без существенных изменений.

1.7. Рекомендации группам, желающим повторить наш маршрут:

— если группа добирается до района похода на личном авто, то самое дешевое топливо будет у нас в Беларуси, далее в Польше, Чехии, Австрии, самое дорогое топливо – в Италии (по 1,8 евро за литр);

— парковки платные только в крупных городах (Вена, Прага, Милан, Венеция); в Цервине можно оставить машину на любой срок путешествия; также бесплатные стоянки в Шамони и СенЖерве;

— для прохождения маршрута достаточно две веревки длиной по 50 м, диаметра 8,5мм;

— карты района можно либо распечатать с интернета что хлопотно но дешево, либо за 10 евро приобрести в Цервине, карты массива Монблан можно приобрести либо в Шамони либо в СенЖерве;

— палаточные ночевки в Альпах разрешены с высоты 2550 м, считается, что это граница зоны леса, мы ни разу не нарушали это правило, проблем не возникало, хотя за весь маршрут не встретили ни одного лесника;

— рассчитывайте только на горелки, газ можно приобрести либо в Цервине, Шамони, либо по дороге в супермаркетах (не во всех), мы закупились газом во Вроцлаве, Польша в супермаркете Faktory, можно закупать и у нас, но нужно учитывать, что газ запрещен к провозу через границу, как взрывоопасное вещество;

— ночевки в приютах весьма удобны, и если рассчитывать только на них, то можно не брать палатки и спальники (в приютах есть матрасы и шерстяные пледы), но это весьма затратно, так как ночевка в самом дешевом приюте стоит 26 евро (не для членов альпийских клубов Европы);

— обязательно берите пластиковую кредитную карту Виза, пригодиться;

— если пожелаете купить самый тошнотворный сыр, покупайте Камамбер, хуже мы не пробовали;

— знание иностранных языков приветствуется, у нас были польско-, англо-, и франкоговорящие товарищи, так что проблем с языковым барьером не возникло.

2. . Организационные моменты похода:

2.1. Описание подъездов и отъезда:

Маршрут подъезда:

Брест – Варшава – Вроцлав – Брно – Вена – Линц – Инсбрук – Тренто – Милан – Бреуль Цервина – Аоста – Шамони – СенЖерве.

Дороги в Европе платные. В Польше и в Италии платить надо в пунктах оплаты, где учитывается, сколько километров вы проехали по конкретной дороге. А в Австрии и Чехии, следует покупать виньетки (маленькие наклейки на лобовое стекло, свидетельствующие об оплате проезда), срок действия виньеток разный, от трех дней до года, соответственно и цена будет разная.

Парковки. Как уже отмечалось выше, в крупных городах парковки платные в центральной части, на окраине можно найти и бесплатную парковку. Стоимость парковки – 2 евро в час. В Милане – официально, парковки платные, но неофициально – бесплатные, в связи с хаосом и беззаконием которое творится в городе.

Из Олломонта мы добрались на автобусе до Аосты всей группой (1,5 евро один билет). После чего два человека отправились за машиной в Цервину так же на рейсовом автобусе (2,80 евро с человека). Оба раза приходилось делать пересадки, о которых предупреждают в местах продажи билетов, либо водители.

В Цервине, есть несколько бесплатных парковок, их любезно укажут в Офисе Туризма, да еще в придачу дадут карту города, где их и отметят. В Шамони и СенЖерве та же ситуация, в центре поселков конечно не оставишь машину, но чуть отъехав от центра можно найти место для стоянки.

Маршрут отъезда:

СенЖерве – Аоста – Верона – Венеция – Зальцбург – Инсбрук – Линц – Прага – Вроцлав – Варшава – Брест.

Ночевать в пути можно либо на заправках, либо на парковках которыми в обязательном порядке оборудованы дороги Европы. Мы, не стесняясь, спали на ковриках в спальниках (благо дождей не было) возле машины. При наличии средств можно ночевать в придорожных отелях.

2.2. Оформление документов.

Прежде всего, группа оформила на каждого участника медицинскую страховку. (25 у.е. на человека) Необходимо дополнительно спрашивать, входит ли в страховку услуги транспортировки к месту лечения. Иначе за работу вертолета в Альпах придется платить из своего кармана.

Также необходимо приобрести страховку на транспортное средство. (60 у.е.)

Никаких пропусков в пограничную зону Италии, Швейцарии и Франции не требуется.

Оформление виз. Каждый участник самостоятельно занимался оформлением визовых документов. В итоге у нас было 4 рентгеновских спортивных визы класса С. (60 евро консульский сбор). И одна национальная польская виза класса Д. С такой визой можно путешествовать по странам Шенгена, но уже нельзя ехать в Швейцарию.

3. Описание тактико-технических действий группы: 

3.1 Изменения маршрута и их причины:   

Мы отказались от прохождения перевала Малатра, в связи с неудобствами по добиранию к нашей машине, стоявшей на стоянке в Цервине.

3.2  Краткое описание ключевых препятствий на маршруте, необходимое специальное снаряжение, умения и навыки участников группы:

Перевалы:

1. Пер. Теодуль (Teodulo) (1а) 3301) снежный

Находится на границе Италии и Швейцарии. Соединяя ледник Теодуль и долину реки Мармор. Седловина перевала широкая в несколько десятков метров. Чуть выше перевальной точки расположен приют с одноименным названием. Палатки можно разместить рядом с полуразрушенным строением в ста метрах выше от перевала. Спуск на ледник Теодуль – проходит по горнолыжной трассе, сложности не представляет.

Используемое спец. снаряжение:  альпенштоки.

2. Вер. Брайтхорн (Breithorn) (1Б) 4164 снежная

Весьма простой в техническом плане четырехтысячник. Идеально подходит для акклиматизации. Главная проблема – траверсирование горно лыжных трасс в разгар катания на подходе к вершине со стороны перевала Теодуль. Подъем по вершинному взлету – снежный, угол подъема – 30 градусов. В принципе можно пройти и без кошек (в конкретном нашем случае), так как была пробита отличная тропа.

Используемое спец. снаряжение: ледорубы для самостраховки, кошки, каски, альпенштоки.

3. Пер. Вальпеллин (Col de Valpelline) (2а) 3568 снежный

Главная сложность подъема на перевал со стороны ледника Змутт, заключается в подъеме на скалы Штоки (Stokji). Описания практически отсутствуют. Мы их обходили по левой стороне и осуществляли подъем в месте стыковки скал с ледником Tiefenmatten. 50 метров гладких вылизанных ледником скал, проблема найти трещину под крюк. Далее еще одна веревка для выхода на ледник Штоки. После чего начинается несложный подъем по закрытому леднику в кошках и связке, не требующих специальных навыков. Седловина самого перевала – широкая, в несколько сот метров, спуск на ледник Де Тса Де Тсан – по снежнику в связках и кошках.

Используемое спец. снаряжение:  ледорубы, крючья, айсбайль, 2 веревки 40м – 10мм, кошки, ледобуры (7шт), петли, каски, жумары, восьмерки.

4. Пер. М.Брюль (Col du M.Brule) (2А) 3213 снежно-скальный

Перевал соединяет долины ледников Де Тса де Тсан и Аролла.

Подъем со стороны ледника Де Тса Де Тсан проходит по снежнику, угол подъма – 30 градусов. Проходится в кошках, связке, ледорубы для самостраховки. Спуск с перевальной седловины: петля на камнях для веревки на дюльфер, одна петля для веревки на страховку. Хотелось бы иметь здесь веревки по 50 метров. Спуск последнего с седловины – продергивание веревок через петлю. Далее крутой снежный склон. Спуск либо трехтактным шагом в связке. Либо провешивание спусковых перил. Мы комбинировали варианты. Станции делали на ледорубах. Последний уходил двухтактным шагом.

Используемое спец. снаряжение:  ледорубы, петли, 2 веревки 40м – 10мм, петли, каски, восьмерки.

5. Связка перевалов Левек и Пти Колон (L’eveque, Col du Petit Collon) (1Б) снежно-ледовый;

Проходятся пешком в кошках, сложности не представляют. Ледник закрытый. Трещин широких мало. Седловина перевала Левек – широкая, с нее открывается вид на перевал Пти Колон, он расположен ниже на сто метров, так что можно его и не считать отдельным перевалом. Спуск с перевала Пти Колон – по заснеженному леднику в кошках, угол спуска – 45 градусов. Спуск вдоль скал, отрога вершины Пти Колон, справа по ходу движения.

Используемое спец. снаряжение:  ледорубы для самостраховки, кошки, веревка 40м-10мм, альпенштоки.

6.   Пер. Фнетре де Дюран (Fenetre de Durand) (н/к) 2797 снежно-осыпной

Технически простой перевал. Места для палатки есть под перевалом, рядом с озером в ледовом цирке, со стороны долины реки Бутиер.

Используемое спец. снаряжение: альпенштоки.

7. В. Монблан (2Б) 4810 снежно-скальная

Высшая точка Западной Европы. Классический подъем на Монблан следующий:

— Трамваем из Сен Жерве (St-Gevais-les-Bains) до остановки Орлиное Гнездо (Nid d’Aigle)(2372м);

— подъем по тропе, частично осыпного характера до приюта Ронь (Baraque Forestiere des Rognes) (приют недавно востановлен, обновлена крыша, укреплены стены, поставлен рядом туалет за 16000 евро. Есть нары на 4 человека. Мы провели в нем 3 ночевки. Спали на чердаке, на деревянном полу, в спальниках. Приют выдержал при нас ураганный ветер. Ночевки – бесплатны;

— подъем до приюта Тет Русс (Refuge de Tete Rousse) 3467м. Подъем по серпантинной скальной тропе, местами живые камни, местами провешены стальные тросы, перед самым приютом небольшой снежник. Приют Тет Рус, единственное место на Монблане, где официально разрешена установка палаток;

— подъем до приюта Эгюй дю Гутэ (Refuge de l’Aiguille du Gouter). Технически самый сложный участок подъема на монблан. Здесь же расположен и Гранд Кулуар, самый опасный участок подъема (ежегодно под падающими камнями здесь гибнет десяток человек). От приюта Тет Рус подъем по снежному склону в кошках, ледорубы на самостраховку, связка. Далее Гранд Кулуар: представляет собой кулуар шириной в 100 метров, по центру которого пробита ручьями и камнями вымоина, по которой и катиться основная масса камней. Для самостраха наведены перила из стального троса. Но они отстают далеко от склона и не удобны для страховки. Нужно организовывать челнок. Из европейцев по наблюдениям ими никто не пользуется. Все пробегают кулуар в связке. Далее затяжной подъем по скалам – 600 метров набора высоты. Проходится в связке, касках, ледоруб для опор, в нашем случае еще и в кошках (день до этого шел не прекращающийся снегопад и все скалы были заснежены и частично во льду). Крутые участки в начале и конце подъема оборудованы стальными тросами для самостраховки. Большиство людей в них не вщелкивается а использует тросы для дополнительной опоры. Приют Эгюй дю Гутэ — современное здание, с сушилкой для снаряжения, столовой, гостиницей и туалетами на каждом этаж. Одна ночевка здесь вам обойдется в 90 евро, с завтраком и ужином.

— подъем по закрытому леднику до вершины Дом дю Гутэ (Dome du Gouter) 4304м. Подем в связке и в кошках, пологий. Небольшой спуск на перевал Дом (Cole Du Dome);

— подъем до бивака-приюта Валло (Vallot), рядом находится метеостанция. Приют в страшном запустении, поразил обилием мусора.

— подъем по гребню до вершинного взлета. Гребень неширокий местами до метра. Снежный. Из спец снаряжения: кошки, ледорубы, веревка на связку, каски. Есть куда улететь;

-подъем на вершину, также снежный гребень. Вершина – широкая площадка, места хватает всем фотографирующимся и просто любующимся потрясающими видами, которые здесь открываются;

— спуск – по пути подъема.

Используемое спец. снаряжение:  ледорубы, кошки, каски, веревка 40м – 10мм,

3.3 Нитка маршрута пройденного:

г.Брест – пос. Цервина – пер. Теодуль (1а) – в.Брайтхорн (радиально) (1б) – лед. Змутт – скалы Штоки – пер. Валпеллайн – лед.Де Тса Де Тсан – пер. Брюль (2б) – пер. Левек (1б)  – пер. Пти Колон (1а)  – пер. Фнэтре де Дюран (н/к) – пос Олломонт — пос. Шамони – пос. Сен-Жерве – Монблан (2б) – пос. Сен-Жерве – г.Брест.

3.4. Пройденный маршрут, таблица ежедневных переходов:

дата

день

Участок маршрута

км

Затраченное время

(грязное)

метеоусловия

Способы передвижения

17.07

1

— п.Цервина – ст.Стамбекко- оз.Дю Трамаль (м/н)

4,6

2,5

30мин

Пасмурно, сильная облачность

Пеш

18.07

2

— м/н – пер. Теодуль (м/н)

7,4

Пасмурно, сильная облачность

Пеш

19.07

3

— м/н – в. Брайтхорн-пер. Теодуль (м/н)

9.2

9.2

1,5ч

Ясно, безоблачно

Облачно, ветер.

Пеш, кошки

20.07

4

-м/н – отель Шварцси- ручей Змуттбах- м/н (на морене лед.Змутт)

10,9

7,7

4,3

1ч30мин

Ясно, безоблачно

пеш

21.07

5

— м/н – лед. Штоки- пер. Вальпеллайн- м/н на леднике Дю Тса Де Тсан

1,5

4,3

5

1.5ч

Ясно, безоблачно

пеш

кошки

кошки

22.07

6

— м/н – пер. М.Брюль- приют Букетан (м/н)

1.7

3

Переменная облачность

Ясно, безоблачно

кошки

кошки

23.07

7

— м/н – пер. Левек- пер. Пти Колон-язык ледника Оттема (м/н)

6,1

2,2

8,6

30мин

Ясно, безветренно

кошки

кошки

кошки

24.07

8

-м/н – столовая ЛаПом-руч.ДрансдеБань-пер. Фнетре де Дюран-м/н – 1-е озеро в цирке

4,1

2,6

6

1.2

1,5ч

45мин

20мин

Ясно, безветренно

———

———-

пеш

—-

—-

25.07

9

-м/н – оз. Туле-пос Олломонт-г.Аоста-пос.Шамони (м/н)

4,5

16,4

Ясно, безветренно

————

Пеш

—-

Автобус

авто

26.07

10

-м/н – СенЖерве-Орлиное Гнездо-приют ДеРонь (м/н)

2,1

Ветер, высокая облачность

авто

трамвай

пеш

28.07

11

дневка

Снег, штормовое предупреждение

Сидя, лёжа

29.07

12

-м/н  — приют ТетРус-приют Эгюй дю Гуте- в. ДомДюГуте-приют Валло (м/н)

2,2

3,1

2,8

1,6

2ч30мин

30мин

Ясно, безветренно

——-

Сильный ветер

Очень сильный ветер

Кошки

кошки

кошки

30.07

13

-м/н – в.Монблан-м/н – приют Эгюй дю Гуте-приют Ронь (м/н)

2,3

6,7

5,3

1ч40мин

1ч25мин

Ясно, ветер

——

ясно

——

кошки

—-

Кошки, пеш

31.08

14

-м/н – Орлиное Гнездо-Сен Жерве

2,1

17,3

45мин

Ясно, безветренно

—-

пеш

пеш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого активными способами передвижения 168.5 км

3.5 Ежедневное описание переходов

 17.07. День первый. Пос. Цервина – оз. Дю Трамаль

Приехали в Цервину рано утром, остановились на парковке в самом начале поселка. Дождь. Отсыпаемся. Сходили в офис по туризму, узнали погоду на ближайшие дни, а также место, где можно оставить машину на время похода. Любезная мамзель дала нам карту Цервину и ручкой отметила места, отведенные под парковку. Пообедали. Решили на последок отметить начало похода в пиццерии, за одно послать домой весточку через бесплатный фай-вай.

Вышли на маршрут около четырех часов пополудни. Подъем по грунтовой дороге, которая при переходе через ручей становится тропой поднимающейся по травянистому склону. Номер тропы – «15». Маркировка оранжево-черная. Все затянуто облаками. Маттерхорн закрыт. Благо дождь не идет. Прошли мимо заброшенной хижины (видимо раньше здесь ночевали пастухи). Дальше станция подъемников. Зимой здесь наверняка куча лыжников. От станции до озера Дю Трамаль около одного километра. Озеро с запада подперто плотиной, здесь мы и стали на ночевки, из преимуществ — ровные травянистые площадки, да и подход к воде удобный.

 18.07. День второй. Подъем на перевал Теодуль

image001

Утро. Будильник не ставили. Группе надо было отдохнуть от долгого переезда. Из палаток нас выгнало Солнце, безжалостно жарящее. Впервые увидели Маттерхорн. Впечатляет. Виден и наш перевал, к нему топать и топать, благо есть дорога. Она доводит нас до промежуточной станции подъемников, где мы и заобедали. Здесь же находится старая капличка с внушительными дверьми.

Периодически нам на встречу несутся велосипедисты. У всех на руле приделан номер, соревнования – догадались мы.

От станции подъемников наверх дороги нет. Подъем проходит по снежнику, по нему же спускаются и велосипедисты. Начинается перевальный взлет, подъем пологий, кошки не нужны. На седле перевала небольшой снежник, чуть выше него построен приют (rif, Theodulo). Левее по ходу движения видна станция канатки, выше ее на гребне полуразрушенное строение с огромным синим шаром внутри (мы так и не выяснили его назначение), а на стене надпись Free Tibet. У нее мы и поставили палатки. Прямо на границе Италии и Швейцарии. Так чтобы войти в Италии а выйти из палатки в Швейцарии. Стена развалин будет защищать от ветра. Сходили за водой к приюту. Воду можно набрать в бочке которая собирает талую воду с крыши, либо попросить в самом приюте.

image003

Приют функционирует. Содержат его всего три человека. Хозяйка приюта – Ольга, уроженка Ленинграда, русский язык не забыла, но говорит с итальянским акцентом. Хозяин – муж ее, знает по русски три слова: Малаэц! Карашо! На здоровий! – весьма позитивный субъект. В приюте можно заказать ужин и завтрак, есть сушилка, туалет, душ. Приют забит под завязку, в столовой и баре почти нет свободных мест. Мы выхлопотали столик, и отдали дань местным напиткам, кто чай, кто пиво с кукурузными палочками. Ужинали уже в палатках, соей и рисом. Завтра ранний подъем на Брайтхорн. Главное не проспать.

19.07. День третий. Радиальный выход на вершину Брайтхорн

image006
Вид на утренний Маттерхорн

Проспали. И вместо запланированного выхода до рассвета, выходим в 7 часов. С завистью глядя на далекие черные точки туристов-буржуев которые уже прошли полосу горнолыжных трасс. Ничего, догоним – решили мы и весело побежали по замороженной лыжной трассе, в сторону приюта Гид Цервины (rif. Guide del Cervino). Поднимаемся без кошек. От приюта Гид Цервина забираем влево, на склонах уже достаточно много лыжников, представляющих большую опасность (как и мы для них). Бегом пересекаем основной лыжный спуск, под негодующим взором лыжных инструкторов, но никто нам и слова не сказал, вот она европейская вежливость. Далее по пологой лыжной трассе поднимаемся на перемычку между Кляйн Маттерхорном и Гобба ди Роллин, отсюда прекрасно виден подъем на Брайтхорн и толпу людей на него взбирающихся. К горе пробита отличная тропа, ежедневно на эту вершину взбирается порядка двух сотен человек, а то и больше. Сегодня аншлаг, вчера была непогода и вершина была закрыта. По пути подъема виден конус сошедшей лавинки, никого это не останавливает. Вперед и вверх, а там…

image009
в. Брайтхорн

Подошли под вершинный взлет. Одеваем кошки. Хотя нужды в них мы не почувствовали, весь подъем в отличных ступенях. Склон снежный. Подъем с альпенштоками, попробовали было с ледорубами, но угол подъема маленький и необходимой опоры они не дают. Тропа идет справа налево, вверх, под одним углом до 35 градусов, перед вершиной угол уменьшается, тропа уходит вправо к вершине. Вершинный гребень широкий, несколько человек может спокойно разместиться, в сторону Монте-Розы уходит заметная тропа. Да и сам массив Монте-Розы впечатляет объемами. По другую сторону видны все Валисские Альпы, немного дальше, если присмотреться, виден массив Монблан. Отдышались, погрызли сухарей с чаем и вниз по пути подъема. Сбежали очень быстро. На плато сняли кошки и двинулись дальше. Снег уже начал подтаивать. Мы как раз во время. Дальше по лыжным трассам спускаемся к нашим стоянкам на перевале, под конец снег превратился в кашу и ботинки начали подмокать. Появились облака, задул ветер. Остаемся на полудневку. Ребята сделали еще один рейд в приют Теодуло, вернулись счастливые, Ольга (хозяйка) поставила бесплатное пиво. Ужин. Акклиматизационный день окончен.

20.07. День четвертый. Переход под скалы Штоки

Утром, откушав начинаем спускаться вдоль горнолыжной трассы в сторону Цермата. Трасса доходит практически до промежуточной станции Tockener Steg. Здесь небольшой привал, переоделись, вернее скинули лишнее. И от ресторана на станции взяли правее, здесь круто вниз уходит тропа под маркировкой T.M.R. В начале пересекли несколько небольших снежников, после чего начинается зона бараньих лбов. Маркировка отлично читается, сбиться с тропы сложно. По пути встречаем несколько лавочек с романтическим видом на Цермат. Под бараньими лбами – развилка. Направо пойдешь – в Цермат попадешь, налево пойдешь – попадешь к отелю Шварцзи (hotel Schwarzsee), нам налево. Тропа переходит в грунтовую дорогу. Пересекает небольшой ручей, в котором можно отлично помыться, что мы и сделали. Спуск заканчивается промежуточной станцией канатки. От нее начинается подъем серпантином к отелю. На середине подъема – обед. Часы двенадцать бьют.

Скоренько доползли до отеля Шварцзи. Здесь нас приняли за суровых альпинистов и решили, что мы в обязательном порядке будем подниматься на Матерхорн. От отеля идет тропа к хижине Хирнли, панорамная точка и старт большинства альпинистов карабкающихся на Маттерхорн. Мы же спускаемся в сторону долины реки Змутбах (Zmutbach). Ищем на указателях название отеля Штафельальп (Stafelalp), В начале тропа спускается до развилки на Цермат, после идет траверсом склона Маттерхорна без потери высоты. После начинается затяжной спуск серпантином вниз, до самой дамбы на реке Змутбах. Далее идет подъем по грунтовой дороге на правую по ходу движения краевую морену (левую орографически). Это дорога ведет к очередному приюту, под названием Шонбильхютте (Shonbielhutte). Не доходя до приюта становимся на ночевку у небольшого озера. Рядом течет ручей спускающийся с ледника Hohnanggletscher. Под писк луговых собачек, ставим палатки. Ужин, крохобор перераспределяет пайку. Зарядил неплохой дождь.

Ледник Змутт и скалы Штоки
Ледник Змутт и скалы Штоки

21.07. День пятый. Подход под скалы Штоки, попытка подъема

Утро, мы сегодня не спешим. Запланирован небольшой переход под скалы Штоки. И полудневка. Будь она не ладна. Но обо всем по порядку.

После завтрака собрали пожитки. И по гребню морены двинули в сторону приюта. В месте, где тропа начинает забирать круто вверх по направлению к приюту, мы сворачиваем с гребня морены налево, по еле приметной тропе. Она уходит круто вниз по травяному склону, спускаясь к леднику. В нижней части тропа теряется и последние несколько десятков метров приходится спускаться по довольно сложной сыпухе. Поднимаемся на центральную часть ледника Zmutthlettscher и движемся к подножью скал Штоки.

Подъем на скалы Штоки (1я веревка)
Подъем на скалы Штоки (1я веревка)

Ледник открытый, на подходе к скалам начинается несложное лавирование между трещинами. Совершив ошибку, мы взяли немного левее, и пошли не по классическому пути подъема на скалы Штоки, а начали подъем на бараньи лбы у ледопада ледника Tiefenmattengletscher. Провесили одну веревку, до края ледника не хватило 10 метров. Станция на крючьях. Вокруг сыплются камни. Пока пришла вторая веревка, начался ливень с градом. Добили участок до ледника и сделали станцию уже на ледобурах. Начали срочный спуск вниз, благо двое еще не начали подъем по перилам. Под дождем на морене ставим палатки. Все промокли насквозь. Лечимся сладким сюрпризом в виде бальзама «Черный рыцарь» от Мешко Ромы. Ужин. К вечеру дождь прекратился. Веревки оставили на ночь на скалах.

22.07. День шестой. Перевал Вальпеллайн и ледник Дю Тса де Тсан

Ранний выход. Надо вылезти на ледник до того как он начнет таять и кидаться камнями. По провешенным перилам быстро зажумарили наверх. Провесили еще одну веревку до пологого места. Связались и в связке начали подъем по леднику Штокиглетчер (Stockjiglerscher), На встречу нам идет группа хорошо экипированных европейцев. Идем по их следам. Самый крутой участок подъема – у подножья ледника Штокиглетчер.

image020

Подъем осуществляем от скал идущик к вершине Тет де Вальпеллайн (Tete de Valpelline), вправо по ходу движения. Выходим на центральную часть ледника. Далее начинается пологий подъем к перевальному плато. На перевале отобедали и продолжили движение в сторону ледника Де Тса де Тсан.

image017
Вид с перевала Вальпеллайн на ледник де Тса де Тсан

Спускаемся по правой по ходу движения части ледника, виден наш завтрашний перевал М.Брюль (col de M.Brule). Наша цель небольшая моренная гряда в западной части ледника. Бодро, в кошках пробегаем закрытый ледник в связке. Снег уже начал поддтаивать, идем в каше. Погода отличная. Справа видна ступень перевала Кол де Букетан (Col de Bouquetan). Расчищаем места под палатки, снизу лед, выкладываем площадки мелкими камнями, рядом ледорубом расшираем русло мелкого ручья. Ужин.

23.07. День седьмой. Перевал М.Брюль. Приют Букетан.

Утро. Погода отличная. Ясно. Ветра нет. Холодно. Начинаем движение в сторону перевала М.Брюль. Перевальный взлет, 200 метров набора высоты. Идем связанные в кошках, ледорубы на самострах. Плотный снежник, местами приходиться сильно вбивать кошки. В финальной части подъема идет выполаживание и плавный выход на перевальное седло. Оно широкое, представляет собой смесь разрушенных скал и переметного снега.

Перевал М.Брюль
Перевал М.Брюль

Перила закрепляем в одном из проломов разрушенного гребня. По следам видно, что здесь уже спускались. Организовали страховку. Начало спуска имеет крутизну в 80 градусов, дальше выполаживается до 45 градусов. Спускаемся в кошках. Сдергиваем веревку. Далее в связке, трёхактным вниз и в право по ходу движения. Градус увеличивается. Снег уплотняется. Делаем станцию на ледорубах и провешиваем две веревки вниз до пологой части перевального взлета. Дальше в связке до ледника Дю М.Коллон (Gl. Du M.Collon). Движемся по правой части ледника по направлению к приюту Де Букетан (ref. Des Bouquetions). К приюту поднимаемся по тропе.

Дюльфер с перевальной седловины
Дюльфер с перевальной седловины

Здесь расположены два строения, одно отведено для гидов и хранителей приюта, другое для посетителей. Первое закрыто, но в предбаннике можно запастись дровами. Другое юртоподобное, имеет 20 койко-мест, с матрацами, шерстяными пледами. По центру печь-буржуйка, на которой при желании можно приготовить еду. Есть запас посуды, неимоверное количество ложек, ножей, кастрюль. Немного еды, преимущественно рис и макароны, много соли, куриных кубиков. Мы нашли неполных два баллона газа. Между домиками растянули веревки, просушили вещи, палатки, спальники, обувь. К вечеру заселились в хижину, благо никого не было. Правда, немного позже нам составили компанию два швейцарских альпиниста, идущих по утру на М.Коллон. Проживание в приюте не для членов Альпийских клубов – 26 евро со взрослого человека. Все на совесть. При отсутствии хранителей приюта, деньги складируются в специальную урну, можно также взять бланк для почтового перевода на счет CAS (Швейцарский Альпийский Клуб). Мы как честные люди запихали 105 евро в урну и поблагодарили учредителей сего альпийского рая, где можно высушиться, наестся от пуза и выспаться на мягких перинах.

image028
Вид на перевал М.Брюль с ледника Дю Мон Колон

24.07. День восьмой. Связка перевалов Левек и ПтиКолон. Спуск по леднику Отемма.

Утро. Ясно. Безветренно. Швейцарцы ушли еще в 4 утра на вершину. Мы немногим позднее выбираемся в сторону перевала Левек. Путь подъема на перевал просматривается с хижины. Спускаемся на ледник Аролла, через километр пологого перехода начинаем подниматься на перевал. На встречу попадается много групп. Как потом оказалось почти все они идут с перевала Колон, что ведет на итальянскую сторону. Поднимаемся в кошках и связке. Ледник закрыт. Проходим первую ступень. Здесь отходит тропа к перевалу Колон. Берем правее. Вторая ступень. Проходится с левой по ходу движения части ледника к правой стороне. По наклонной, так что угол подъема увеличивается не сильно. От сюда уже виден перевал. Широченное плато. Переметный ледник. На север – пологий спуск по леднику М.Колон, на юг – скальные сбросы. К перевалу Пти Колон подходим лавируя между широкими трещинами, он на 100 метров ниже предыдущего перевала. Перевал с широкой седловиной, в верхней части – снежник, в ветровой тени которого мы устроили перекус.

Перевал Левек
Перевал Левек

Далее 50 метров спуска до скал. После чего мы забираем влево и трехтактным шагом в кошках спускаемся на пологую часть ледника Пти Колон. Ледник закрыт. Идем в связке. На основное тело ледника Отемма спустились без приключений, трещин мало, забиты снегом, лавируя и перепрыгивая через некоторые из них. Переходим на правую орографически сторону ледника Отемма. Снег растаял, местами проваливаемся в вымочки по колено. Все промокли. Скорость движения очень маленькая. Через несколько км начинается открытая часть ледника, сильно захламленная моренным материалом. Пройдя немного – снимаем кошки. С языка ледника спускаемся по правой по ходу движения стороне. Слева – ледовый грот, из которого бурным потоков вырывается река. Войти в него не представляется возможным. Далее по тропе двигаемся до первых удобных стоянок. Выравниваем площадки. Рядом ручей. Позагорав около часа и проводив солнце, отужинали и зарубились.

Перевал Пти Колон (после спуска)
Перевал Пти Колон (после спуска)

25.07. День девятый. Перевал Фнетре де Дюран

С утра продолжаем движение по явно выраженной тропе. Тропа выложена туриками и дополнительно промаркирована краской. Идет вдоль русла. Впереди видны скальные сбросы. Которые тропа аккуратно обходит и приводит к замаскированной в ущелье плотине, на которой трудятся трудолюбивые арабы. От плотины дальше идет хорошая дорога. По которой доходим до толи приюта, толи столовки Ла Пом. От нее наверх уходит тропа к приюту Шанрион. Нам же дальше по дороге. Вниз, по серпантину, под аккомпанемент писка луговых собачек спускаемся до моста через реку Дю Бю де Бри. От моста вправо уходит дорога. По которой мы начинаем подъем на террасу ведущую к перевалу Фнетре де Дюран. Дорога серпантином уходит влево и заканчивается возле заброшенного каменного строения. От которого начинается четкая промаркированная тропа идущая до самого перевала. Поднявшись на террасу, устроили обед. Здесь удобные и широкие травянистые площадки. Есть ручьи. Дальше по моренной гряде, пересекая маленькие снежники подходим к перевальному взлету. Подъем пологий, без кошек. Перед самым перевалом расположен ледник, закрытый снегом, через который тянется тропа. Седловина перевала широкая. Здесь расположена мемориал памяти жертв второй мировой войны, огромная базальтовая плита.

Перевал Фнетре де Дюран
Перевал Фнетре де Дюран

Сразу за перевалом в ледовом цирке расположено небольшое озеро. В южной части которого есть удобные места для ночевок, где мы и расположились. Вечером к нам пришли знакомиться горные козлы. Но видимо не разобрали наш итальянский акцент и в спешном порядке скрылись за моренной грядой.

Озеро с итальянской стороны перевала Фнетре де Дюран
Озеро с итальянской стороны перевала Фнетре де Дюран

26.07. День десятый. Спуск в долину Аосты. Переезд в пос. Шамони

Продолжаем спуск в долину. Вначале тропа тянется скользкими травянистыми склонами, которые местами размыты ручьями. Поскальзываясь в грязь добираемся до травянистой террасы, от которой начинается наезженная пастухами дорога. На встречу нам вышло стадо Альпийский коров, как мы ни высматривали, ни одной фиолетовой коровы мы не увидели. Дальше бесконечным серпантином спускаемся непосредственно в долину. Где начинается асфальтовая дорога. Маленькие деревушки. Мы дошли в пешки до деревни Оломмонт. Откуда в три часа уехали в Аосту на рейсовом автобусе. Стоимость билета – 1,5 евро с человека. В Аосте мы разделились. Двое из нас поехало в Цервину на автобусе (билет до Цервины – 2,80 евро), трое осталось ждать в Аосте на автовокзале. Через несколько часов, встретившись, направили наш минивен в сторону туннеля Монблан. Перед въездом в тоннель стоит здание бывшей таможни, переоборудованное под терминал платной дороги. Здесь функционирует душ и туалет (бесплатные), есть забегаловка. Проезд по тоннелю в одну сторону где то около 40 евро, но если брать туда и обратно (билет годен в течении недели), то обходиться тогда в 50 евро. Не забудьте уточнить. Дальше по указателям въезжаем в Шамони, уже в полной темноте, на первой же стоянке располагаемся на ночь. Стоянка – бесплатная, рядом – скалолазные трассы.

27.07. День одиннадцатый. Переезд в пос. СенЖерве. Трамвай Монблан. Орлиное Гнездо. Приют Ронь.

На Монблан мы решили подниматься по классике. Подъем начинается из деревушки Сен-Жерве. Примерно 20 км от Шамони по отличной автостраде с потрясающими видами самого Монблана. По дороге затарились в местном супермаркете. Дальше – недолгий поиск бесплатной парковки невдалеке от центра Сен-Жерве. После – переупаковка рюкзаков, распределение пайки. Все лишнее оставили в машине. Наверх мы идем с палатками, на приюты не рассчитываем.

Из Сен-Жерве к Монблану идет трамвай, цена до верхней станции Орлиное Гнездо 26 евро с человека (не важно есть багаж или нет). Трамвайный вокзал расположен недалеко от центра поселка, дорогу нам указали в Очередном офисе туризма, там же нам дали неутешительный прогноз погоды – ночью штормовойветер, завтра весь день снег, после завтра – распогодится. Взяв билеты на трамвай – сходили на мороженное. Поездка в трамвайчике, носящим одно из женских имен Анна, Жанна или Мария, уже настоящее приключение.

Трамвай Мон-Блан
Трамвай Мон-Блан

Трамвайной дороге на Монблане уже больше ста лет. Практически ничего не было модернизировано, все сохранило дух старины и викторианской эпохи. Из окон открываются потрясающие пейзажи а угол подъема иногда кажется невероятным. Вот мы и на верху. Наш вагоновожатый предупреждает о ночном шторме. Мы покивали головами и двинули наверх. Мы надеялись дойти до приюта Тет Русс, единственное место на Монблане рядом с которым можно разбить палаточный лагерь, об этом предупреждает весьма безграмотная надпись на русском языке в начале подъема. Тропа четко выражена, не одно поколение альпинистов по ней видно поднималось, камни зализаны. Начинает смеркаться, облака затянули уже все небо и потихоньку начинают опускаться. Мы оставили за собой приют де  Ронь (одноэтажное строение, недавно отреставрированное) и начали подъем по скалам к приюту Тет Рус. Но налетевший ветер и сильная облачность порекомендовали нам остаться на ночь в приюте. Приют открыт, хранителей нет, из постояльцев – два Швейцарца застигнутых непогодой. Для ночлега мы избрали чердак. С водой – напряженка. Со снежника стекают еле заметные ручейки, при попытке забрать воду из которых поднимается огромное количество взвесей. Но при наличии находчивости можно и из них набрать воды. Ужин, мыши. Спать. Ураган. Ветрило. Мыши. Спать.

28.07. День двенадцатый.Дневка.

Спим. Едим. Спим. Туалет. Едим. Спим. Туалет. Идет снег, сильный ветер, видимость нулевая. Едим. Спим. Ловим мышей. Спим.

Заснеженный туалет у приюта де Ронь
Заснеженный туалет у приюта де Ронь

 29.07. День тринадцатый. Приют ТетРус. Приют Эгюй дю Гутэ. Дом дю Гуте. Приют Валло. 

Подъем до приюта Эгюй дю Гутэ (Refuge de l’Aiguille du Gouter). Технически самый сложный участок подъема на Монблан. Здесь же расположен и Гранд Кулуар, самый опасный участок подъема (ежегодно под падающими камнями здесь гибнет десяток человек). От приюта Тет Рус подъем по снежному склону в кошках, ледорубы на самостраховку, связка. Далее Гранд Кулуар: представляет собой кулуар шириной в 100 метров, по центру которого пробита ручьями и камнями вымоина по которой и катиться основная масса камней. Для самостраха наведены перила из стального троса. Но они отстают далеко от склона и не удобны для страховки. Нужно организовывать челнок. Из европейцев по наблюдениям ими никто не пользуется. Все пробегают кулуар в связке. Далее затяжной подъем по скалам – 600 метров набора высоты. Проходится в связке, касках, ледоруб для опор, в нашем случае еще и в кошках (день до этого шел не прекращающийся снегопад и все скалы были заснежены и частично во льду). Крутые участки в начале и конце подъема оборудованы стальными тросами для самостраховки. Большинство людей в них не вщелкивается а использует тросы для дополнительной опоры. Приют Эгюй дю Гутэ — современное здание, с сушилкой для снаряжения, столовой, гостиницей и туалетами на каждом этаж. Одна ночевка здесь вам обойдется в 90 евро, с завтраком и ужином.

Подъем к приюту Эгюй дю Гутэ
Подъем к приюту Эгюй дю Гутэ

Дальше идет подъем по закрытому леднику до вершины Дом дю Гутэ (Dome du Gouter) 4304м. Подъем в связке и в кошках, пологий. Небольшой спуск на перевал Дом (Cole Du Dome); После широкой седловины перевала — подъем до бивака-приюта Валло (Vallot), рядом находится метеостанция. Приют в страшном запустении, поразил обилием мусора. Но тем не менее здесь можно остаться на ночь, либо в случае непогоды переждать несколько часов. В приюте нет свободного места, приходится ходить по головам. Утром наблюдали картину, как гид проводник из Шамони, буквально втащил свою связку внутрь приюта, и люди не снимая веревок и кошек давили спящих людей. Было не приятно. Кое как спим.

 30.07. День четырнадцатый. Штурм в.Монблан. Спуск к приюту Ронь.

Утром массовый подъем, без завтрака выдвигаемся на штурм. Перед нами вереница жаждущих покорителей высшей точки западной Европы. Идем связанные в кошках, ледорубы для самостраховки, хотя удобнее идти с альпенштоками. Подъем идет по гребню до вершинного взлета. Гребень неширокий местами до метра. Снежный. Есть куда улететь. Подъем на вершину, тот же снежный гребень. Вершина – широкая площадка, места хватает всем фотографирующимся и просто любующимся потрясающими видами, которые здесь открываются. Спускаемся по пути подъема до приюта Валло, где оставили часть вещей. Заварили чай. Вонь в приюте жуткая, но разве нас этим напугаешь? Позавтракав на скорую руку, бежим к приюту Эгюй дю Гуте. От сюда уже знакомый спуск по скалам. Ужасный кулуар. Спуск по снежнику к Тет Рус. Скальная тропа к приюту Ронь. Ночевка, погода отменная. Еле нацедили воды для готовки. Ночь, мыши, сон.

image053
Штурм Монблана

31.07 День пятнадцатый. Спуск в Сен-Жерве.

Спускаемся по тропе до Орлиного гнезда. Жажда экономии заставляет нас отказаться от трамвайной экзотики. Мы идем вдоль путей. От станции Бельвю, начинаем спуск в долину реки Бионэссай. Идти вдоль путей весьма неудобно. Камни больно ранят и без того натруженные ноги. Спускаемся по хорошей тропе вплоть до грунтовой дороги, которая плавно переходит в асфальтовую. Рейсовых автобусов мы не нашли, посему в пешки дошли за несколько часов до нашей машины припаркованной в Сен-Жерве.

4. Дополнительная информация

4.1 Снаряжение:

4.1.1 Групповое:

п\пНаименованиеКол-во
1Палатка 3-х местн.2
2Спальные мешки4
3Горелка газовая1
4Котлы2 (2.5л и 3л)
5Баллоны с газом (450 г)5
6Веревка основная (40 метров)2
7Репшнур расходный10м
8Ледобуры7
9Айсбайль1
10Фотоаппараты1
11Часы2
12Групп, документы (марш.книжка,             карта)1
13Ремнабор1
14Аптечка1
15Компас1
16Жумар4

4.1.2 Личное:

п\пНаименованиеКол-во
1Рюкзак1
2Коврик1
3Каска1
4Ледоруб1
5Система страховочная1
6Кошки1 пара
7Карабины4
8Спусковое устройство1

4.2 Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:

НаименованиеНа одного человекаНа группу в 5 чел
Продукты(всего/в день)440 г / на 15 дней6,6 кг  33 кг
Групповое снаряжение6 кг30 кг
Личное снаряжение12 кг60 кг
Всего24,6 кг123 кг

Максимальная нагрузка на одного мужчину —  25,8 кг. женщину — 20 кг.

 Отчет составил: Веренич Евгений

Еще интересные статьи

Один комментарий

Добавить комментарий