Надо потерпеть или треккинг по Хевсуретии

Пятница, 19 августа

Пятница, утро. Я ехал на Ниве, загруженной под завязку спасжилетами, веслами, походным и прочим снаряжением, мне на водный сплав по Западной Березине.
Звонит Юра Федюкович, и совершенно спокойно говорит о том, что в воскресенье неплохо было бы подменить Сержука в походе в Грузию.
Легко, думаю я, и в панике закуриваю…
Группы не знаю, маршрут не знаю, раскладки не знаю, знаю только, что надо ехать и все будут довольны. Только вот как это сделать, когда через час пропадет связь, и я уйду в Налибокскую пущу?
Только так и делаются такие прекрасные вещи, — говорит мне Денис Скрипка, – и я понимаю, что выбора у меня нет – я уже, фактически, в Грузии.
Я звоню Сержуку и говорю, что согласен.

Суббота, 20 августа

В субботу без мобильной связи я думал только о том, чтобы мама (представляете, мама!) правильно собрала мне горный рюкзак. У меня с собой только «водный комплект», но и его думаю, на крайний случай хватит, а в Тбилиси есть мой друг Заза, если что, докупит. Успев договориться, что оставив Ниву я пересяду в другую машину и по дороге в аэропорт упакую из водного и маминого рюкзаков один, я немного успокоился, и повел группу по Березине.
Позднее маме участники сказали спасибо. Она положила в рюкзак и обвязки, и крючья, и веревку. Все это я выкинул, забыв в рюкзаке веревку, и она, пригодилась.
Переезжать из похода в поход, скажу я вам, весело, но весело потом. Когда все это происходит, как-то стремно. Я, например, ехал по болоту 70 км/ч, чтобы успеть. Получал удовольствие, курил одну за одной, но все равно опаздывал…и еще немного в лесу заблудился…

Воскресенье, 21 августа

Утро. Я готовлю завтрак, собираем неспешно групу, до вылета 12 часов. Успеешь, говорит Денис, – расслабься.
— Угу, — отвечаю я, — а самому неспокойно.
Вечер
Уезжаю на Ниве. Впереди неопределенность, позади самый лучший водный поход за сезон. По дороге слушаю Би-2, настроение поднимается, но самолет все ближе и ближе. Встречаюсь с отцом и упаковываю «мамин» рюкзак, попутно пишу смс-ки, мол, уезжаю…..
Ночь
Сажусь в самолет. Лечу в Грузию, любимую страну к любимым горам и друзьям.

Понедельник, 22 августа

Тбилиси встречает теплой погодой и надоедливым таксистом.
– Я здесь седьмой раз, и ваша цена меня не устраивает.
– Брат, это дешево, так цен нет давно, поехали.
Курю, хочу спать, жду.
– Ты решил? 40 лари только для тебя как друга
– Я подумаю.
Вижу, что подъехал обычный таксист в аэропорт, привез на вылет людей, подхожу.
– Церетели, 95, я покажу, сколько?
– 20 лари?
– Едем
Еду по ночному Тбилиси, в очередной раз чувствую себя дома, улыбаюсь и курю. Тепло, хорошо, уютно.

Понедельник утро

Не нашел свою группу в отеле, пришлось снять отдельный номер. Радуюсь постели, она как-то в августе была редко, иду в душ, и ложусь спать на 40 минут.
Просыпаюсь, не проспав, бегу на ресепшн, и знакомлюсь с Виталиком, первым участником из своей группы. Он заводит меня к остальным. Все проснулись и ждут меня. Знакомлюсь, встречаю знакомые лица. Все называют свои имена, но почти никого не запоминаю, смотрю на продукты…

udzelniki

Моя группа, слева направо: Петя, Даша, Оля, Виталик, Юля, Маша, Артем, Андрей

Понимаю, что как в том анекдоте, капец, смекнул рядовой Петров.
Что имеем? Казинаки, казинаки, сублимированный суп, одна тушенка, казинаки, казинаки, сникерсы, натсы, изюм, о, колбаса, супы, чай, пшено (ой, а там на упаковке написано как готовить?), чечевица, чечевица, чечевица, гречка, гречка.
Что мне со всем этим делать? – спрашиваю я телевизор уже в своем номере. Иду на ресепшн и прошусь за компьютер, который мне любезно предоставляют.
Возвращаюсь к участникам с вполне определенным планом по раскладке, в руке у меня распечатанное описание маршрута, и еще я дозвонился своему другу Зазе не более чем за час, что можно считать громадным успехом.

Понедельник, день

Значит, так, раз мы в Грузии, значит будем есть грузинскую кухню… Раз мы идем в поход, то пойдем по-настоящему, в первопроход.

Когда я вернулся и рассказывал Зазе о наших кулинарных экспериментах, он сказал – Ты молодец, теперь они будут думать, что в Грузии даже гречка только с аджикой подается…

Отправляю часть группы покупать недостающие вещи, беру Виталика и Петю за газом и продуктами. Нужно купить газ, договориться с маршруткой на Казбеги, встретиться с Зазой, сделать симку, найти карту…Вызываем в отеле такси…
Такси приезжает через полчаса. Извините, пробка – говорит он, – задержался.
Филолог, кандидат наук, как потом мы выясним.
В общем, пришлось докупить ткемали, сванскую соль, сухую аджику, сыр, овощи, зелень, красное и белое вино, немного чачи, которая затем чудом испарилась, хлеб. На рынке посоветовали купить грузинский чай. Купили 300 грамм и пожалели, что мало взяли.
После длительных разъездов таксист взял «языка» и узнал, где туристский магазин. Идем туда с таксистом пешком, покупаем карту и газ.

Понедельник, вторая половина дня

Возвращаемся в отель. Участники немного беспокоятся, что уже половина четвертого, а к этому времени мы должны быть на автовокзале.
– Не беспокойтесь, успеем. Это ведь Грузия.
На вокзале нас действительно ждет водитель. Правда зачем-то хочет на 10 лари чуть больше, чем договорились. Уступаю 5 и говорю, что больше с ним никогда не поеду.
Пока мы едем в Казбеги, отсыпаюсь за две бессонные ночи и поход.
Приезжаем в Казбеги, подъезжаем к монастырю Гергети, и там становимся на ночлег. На завтрашний день запланирован выход к леднику Казбека, затем спуск в село и переезд в Джуту – село юго-восточнее Казбеги. В нем начинается наш треккинговый маршрут.
Группа уже более-менее знакома по Тбилиси, поэтому вечер получается интересным и вкусным – на ужин спагетти с грузинскими приправами, сыром, вином и салатом.

Вторник, 23 августа

Не тропа, дорога

На этот день был запланирован акклиматизационный выход к леднику. Прогулявшись пару часов и посмотрев вблизи на Казбек, спустились к монастырю и сняли лагерь. Сегодня нам нужно переехать в село Джута к началу нашего маршрута. Отдав часть вещей водителям, налегке спускаемся по крутой тропе в Казбеги и уезжаем.
Дорога в Джуту очень живописна, но достаточно коротка. Через 40 минут мы на месте, дорога петляет по склонам, глубоко внизу – река. Теперь у нас простая задача – уйти в горы, поближе к нашему первому перевалу и там заночевать. Это совсем недалеко, так что день получился не сложный и разнообразный. Мы посмотрели на Казбек и подошли под массив Чаухи, на который при желании можно и слазить, но это в другой раз. Уже распложившись и поужинав, встречам альпиниста из Тбилиси, который без фонаря шел по тропе. Утром он собирался сходить какой-нибудь маршрут.
Ночевка около 2300 м.

Массив Чаухи

Среда, 24 августа

Сегодня наш первый перевал Чаухеби. Выход, кажется, в 9 утра. Группа идет вперед и держится относительно вместе. На перевальном взлете разбиваются на группы по силам и скорости, чувству юмора и цвету курток, но к 13 часам почти все на перевале.

Выход на перевал

Последний участник на перевале в 14:00. Перевальный взлет интересный, с хорошей елочной тропой. Высота 3338 м. Для многих – максимальная высота пока что. С перевала открывается красивый вид на озера Абуделаури — место нашей сегодняшней ночевки.

К перевалу Чаухеби

Даше не сидится

Встречаем на перевале семью из Германии — просто идилическая картина, папа, мама, две дочки. Они идут за один день из Джуты в Рожку. Молодцы.
Спуск с перевала оставил у участников двоякие впечатления, впрочем, как и у меня. Крутая тропа резко уходит вниз, затем траверсирует склон, огибая небольшие бараньи лбы. Через полчаса ходьбы попадаешь на крутой осыпной склон, по которому спускаться около часа. Оглядываясь назад:

tropa_s_chauhi

понимаешь крутизну первой части тропы и совершенно не хочешь карабкаться по ней вверх – скалы, узкие места, высокие ступеньки. Показываю участникам как спускаться по такому склону, но не у всех сразу получается.
Внизу, у большого камня собираю всю группу. Где-то здесь в окружении моренных валов отыскиваем тропу к озерам и еще через час приходим на стоянки – озера Абуделаури. Верхнее озеро. Высота 2611 м. Вокруг очень красиво.

Второе озеро Абуделаури

Таким образом, сегодня набрали 1100 м. и сбросили 1300 м. Допиваем остатки вина, радуемся интересному дню. Участники просят завтра больше поспать, так как ожидается нетрудный день. Рано ложусь спать, так как еще до конца не восстановился от походов, переходов и перелетов.

Четверг, 25 августа

Осмотр и ориентировка на местности с перевала Чаухеби показала, а дальнейшая прогулка подтвердила, что следующий перевал – и не перевал вовсе, а так – травичка на небольшом склоне, борщевичное поле, а не перевал, о чем и заявила Даша, одна из участниц. До обеда мы забежали в село, в надежде купить чай и еще каких вкусностей. Ничего не купили, и отправились дальше.
Перевал Блогсхеле действительно оказался простым, однако спуск с него оказался не таким уж и коротким, так как наша следующая стоянка должна быть достаточно низко, у реки.
Как всегда, уверяю всех, что осталось немного. Делаю я это по двум причинам. Причина 1. Потому что они спрашивают. Причина 2. Потому что действительно остается немного. Причина 3. Когда думаешь, что немного всегда идти легче.

Оля. На дальнем плане справа Блогсхеле - травяное поле-перевал

Оля. На дальнем плане справа Блогсхеле — травяное поле-перевал

Спускаемся в долину, встречаем пастухов и находим ровные площадки для палаток на камешках в русле реки. Высохшее дно усыпано сухими ветками, и мы делаем костер, все довольны и играют. Ночью начинает накрапывать дождик, но, как говорится, погоды не делает.
Вечером к нам то и дело приходит пастух, но от угощений отказывается, просто ему интересно поговорить. Его помощник не такой разговорчивый, но, видимо, просто не очень хорошо понимает русский.
Высота около 1500, не более. Завтра тяжелый день с подъемом на гребень и выходом на перевал Архоцисхеле, перевал находится в Главном кавказском хребте.

Пятница, 26 августа

DCIM100MEDIA

Траверсируем гребень по тропе, обозначенной ка footpath

ГКХ тут несколько помельче, чем в Приэльбрусье

ГКХ тут несколько помельче, чем в Приэльбрусье (ближний план)

Самый необычный день, и, наверное, самый сложный. Утром мы вышли на тропу пораньше, еще было скользко и мокро. Траверсируя гребни, мы потихоньку набирали высоту, как вдруг я обнаружил, что потерял часть группы. Точнее первая часть группы каким-то образом свернула, не дождавшись остальных…Ох, как я был зол…
Вообще, нужно отметить что горные тропы Хевсуретии пока еще не сильно избиты и промаркированы. В этом есть своя неповторимая прелесть – ты знаешь, что здесь давно никто не ходит, но с другой стороны, когда тропа начинает петлять и исчезать в 1,5 м зарослях крапивы и борщевика, думаешь немного о цивилизации..
Через полчаса поисков, я увидел часть группы в метрах 200 выше по склону. Найти место, где они свернули, уже не представлялось возможным, и повел остальных по тропе, отмеченной на карте как footpath. Пастухи сказали нам, что до перевала 1,5 часа. Значит 4, подумал я и ошибся.
К 12 часам группа соединилась и по крутому травянистому склону мы направились на гребень. Склон становился все круче и круче, а настроение участников все «лучше» и «лучше».
Надо потерпеть и осталось немного, в общем-то это все что я мог им сказать.

Мы ползли на перевал, туда же летела гроза….

Подъем на перевал занял у нашей группы 7 часов. Приходилось часто останавливаться и ждать всех участников. Заканчивалась вода, и люди её экономили.

Строительство дороги

Знакомить с ней участников на перевале мне не хотелось совсем, подгоняю отставших участников, которым, по правде сказать, гроза придавала неожиданной прыти.
Перевалив Архоцисхеле бегом вниз. Бежим прямо вниз, не особо заботясь о тропе, правда, рельеф простой – поросшая травой средняя сыпуха. Сбросив метров 200, поворачиваю голову направо как раз в тот момент когда на противоположном склоне молния бьет в склон на моей высоте. Оглушительный раскат грома моментально еще раз ускорил моих участников. Первая волна ушла в сторону, но подходила вторая. Спускаясь, зашли в густые заросли рододендрона. Дождь с ветром сменялся до градом. Все промокли, но спускались и скоро ли придем не спрашивали. Знали, что скоро или не скоро, но мокро и мокро.
Заприметив начало ручья, догнал первых участников. Здесь будет сегодня наш дом. Это не совсем по плану, но как покажет дальнейший поход, планы нужно корректировать. Ночевка здесь оказалась абсолютно логичной и своевременной. Неровность площадок скрадывалась желанием отдохнуть, поесть и наконец, остановится. Дождь закончился и даже выглянуло солнце. Ребята нашли возле ручья чернику и «спрятались» там надолго.

Ночевка после грозы

Суббота, 27 августа.

В горах стоит прекрасная погода, выходит солнце. Переправившись дважды через ручей, мы выходим на тропу, которая ведет в долину Архоти. Сегодняшний день очень «ровный», сбросив вчера высоту, мы идем по дну живописного ущелья. По дороге участники то и дело застревают в зарослях малины. Через час пути делаем малиновый привал.
Совсем скоро, минуя красивейший водопад, выходим к селу.

vodopad_na_trope

Это красивые и дикие места, в которых сейчас практически никто не живет. В селе Акхиели мы встретили 4 семьи, только одна из которых живет там круглый год. Остальные приезжают на лето. В селе Амгха – живет одна семья. Туристская тропа проходит прямо через их двор, и молодые девушки показывают нам как пройти. Долина реки Аса – очень живописна и разнообразна. Тут и зеленые террасы, и узкие ущелья с сильным ветром, в долине встречаются широкие поля, по которым прямо под ногами по вырытым тропинкам снуют мыши. Между деревнями Акхиели и Амгха встречаем двух поляков, которые рассказывают о своем маршруте – они пришли из соседнего ущелья и дальше идут по нашей тропе в Джуту. Рассказывают, что очень красиво, но тяжело – троп нет, все заросло. Что это такое поймем завтра и мы. День получился очень приятный и совсем не долгий. Уже в 5 часов чутье подсказало, что на излучине реки пора становится на ночевку. Прогулявшись по тропе вперед в лес, понял, что место идеальное, а следующее придется искать долго.
Все рады красивому месту, готовлю ужин. Угощаю вином, купленным днем у «дачников» в Акхиели.

В деревне Акхиели

Догоняем, догоняем

Участники недоедают...малину

Участники недоедают…малину

Воскресенье, 28 августа

Если дневной переход через перевал Архоцисхеле был самым тяжелым днем, то подход к пограничной заставе был самым интересным и медленным. Впрочем, скорость не имеет значения.
Сделал вечером разведку и понял, что вперед никого завтра не выпущу, тропа будет не простая. Так и оказалось. Уже через 20 минут я скинул рюкзак и полез (!) по тропе. Тропа уходила на скалу, затем траверсировала её и дальше шла по склону. Ну что ж, спасибо мама, что положила мне веревку, спасибо мне, что я её не выложил…Скала не высокая, метров 5, но береженого бог бережет.
Пропускаю участников по веревке, идем дальше…Через 5 минут снова достаю веревку. Еще рано, мокро, и тропа, забравшаяся наверх, решительно и круто спускается вниз. Бросаю веревку, и показываю, как спускаться. Участники один за одним спускаются, держась за веревку, и только Петя не хочет «слушаться». Спускаясь самостоятельно, он падает на последних 40 сантиметрах спуска. Решительно молчу, оставив легкие наставления на вечер.

Первая веревка на тропе

Тропа петляет по лесу, лишь изредка выводя на средние осыпи, шириной не более 20 метров. Вокруг красиво, шумит река и все очень довольны тем, что тропа петляет, изгибается, неожиданно поворачивает и вообще, ведет себя крайне оригинально.
Через пару часов выходим к первой переправе. Большой турик, сложенный на камне на противоположном берегу, не оставляет сомнений в том, что надо переправляться здесь. Разуваюсь, и перехожу реку вброд. На середине реки проваливаюсь по пояс в яму и чуть не теряю равновесие. Выбираюсь на берег и снова достаю веревку.
Кричу участникам, что надо привязываться, иначе может унести.

Бурный поток

Переправившись на другой берег, подходим к скальному выступу на тропе. Без рюкзака пройти его не представляет большого труда, но с рюкзаком вполне возможно не удержаться и искупаться в реке. Вешаю последние перила, и пропускаю по ним всех участников. На этот раз веревкой пользуются все.
После первой переправы вброд, встречаем еще 4 моста, сколоченных каждый из трех тонких берез, проходим скальный участок тропы уже без веревки, а через несколько сот метров интересная тропа заканчивается, начинаются труднопроходимые заросли борщевика, крапивы и другой растительности.
Надо потерпеть.

Движение по заросшей тропе сильно утомляет, и от былого утреннего задора не остается и следа. К 2 часам дня выходим на холм. Осталось совсем недалеко, все отдыхают и проклинают заросли.
Через полчаса мы приходим к погранзаставе. Дружелюбные пограничники выписывают нам пропуск, угощают продуктами и сигаретами, а вечером приходят в гости.
По предварительному плану у нас радиальный выход на озеро Тани, однако, принимаем решение его отменить, и никто особенно сильно не расстраивается. Все отдыхают и готовятся к самому высокому нашему перевалу – Исартгеле.

Понедельник, 29 августа

SAM_3038

Даша снова гуляет и фоткает

SAM_3032

Выходим на перевал Исартгеле. Очень живописный, но долгий подход под перевал. Тропа теряется среди ручья, потом возвращается на гребне и уже там приводит к осыпному подъему на перевал. Здесь снова встречаем поляков и американцев. Итак, кульминация похода. Дальше только вниз и вниз. Чтобы мы сильно не расслаблялись, погода делает нам подарок и закрывает все туманом. Спускаемся по мелкой сыпухе лифтом, всем очень нравится.
Спуск в тумане. Кричу первым, чтобы ждали остальных. Догоняю их, снимаю рюкзак. Рюкзак начинает падать, я с железным спокойствием говорю – а вот так рюкзаки катятся по склону…через пару секунд понимаю, что он не остановится, и бегом пытаюсь догнать.
Ну, хоть хрусталя там нет, думаю я, — и газовых баллонов.
Доходим до моренного вала и травянистой ложбины, переходящей в крутой ручей и ставим неудобные палатки. Вынужденная ночевка впрочем очень кстати. Следующее место было очень не скоро.
Доедаем продукты под вопросы Виталика – а хватит ли нам их до конца похода.

Вторник, 30 августа

Утро последнего дня

Последний день похода. Наконец, иду и только наслаждаюсь пейзажами, разговариваю с Дашей о том, что как-то прямо щемит в груди и не хочется уходить. Она полностью согласна, но делать нечего, впереди выход на дорогу в Шатили и финальные километры похода. Тропа, так уверенно петлявшая по террасам ущелья, снова пропадает.
Снова иду первым, чтобы понимать, куда вести группу. Траверсирую долго и упорно склон, оборачиваюсь назад и пересчитываю участников, уже даже номера им присвоил. Девятого снова нет, ждем и ждем. От постоянного траверса ботинок сполз почти к коленке. Правая ступня болит и кажется уже давно распухла на 46 размер. Понимаю, что мокрые ноги это уже состояние души. Этот траверс, кстати, вывел мне мой сухой мозоль за каких-то три часа, а до этого я пытался от него избавиться несколько лет. Не умел я ноги парить, как оказалось.

Спуск к селу Георгцминда

Крутой травянистый склон уже порядком надоел, но я вижу впереди четкую дорогу. Понимаю, что в следующий раз поведу группу по склону намного выше.
Надо потерпеть, говорю я, осталось немного. Сейчас вот только бросим этот травянистый склон, резко вниз сбросим высоту и там будем продираться сквозь заросли вдоль ручья. Еще час, брод реки и выходим на дорогу. Понимаю, все, вышли.
Проходим заброшенное село и от заросших крапивой загонов для скота и домов, становится грустно. Раньше здесь жили люди, а теперь только пастухи и туристы посещают эти места. Хевсуретия всегда была самым редконаселенным регионом Грузии, а сейчас здесь никто не живет. Зимой регион полностью отрезан от внешнего мира.
Приходим в Шатили. Здесь наш маршрут заканчивается. Завтра утром – маршрутка на Тбилиси. Обратная дорога занимает 7 часов.

Шатили

Итоги.

В целом, треккинг по Хевсуретии это один из самых живописных походов, в которых мне доводилось быть. Красивые места, интересные стоянки для ночевок и разнообразный рельеф делают этот маршрут очень приятным, познавательным. Маршрут безопасен, однако на нем нет возможности сняться досрочно, что, на мой взгляд, является плюсом. Кроме этого, при желании его можно разнообразить дополнительными прогулками в Казбеги и Шатили.
Протяженность маршрута около 100 километров, общий набор высоты около 4,5 километров.

Да, в следующем году достроят высокогорную дорогу через ГКХ в Архоти, но, как мне кажется, пройдет какое-то время прежде, чем она станет пользоваться популярностью и поток туристов хлынет в ущелье. Взять в пример село Шатили – да, теперь много хостелов, да относительно много туристов, но в то же время, попутку там не словишь, в ресторане не поешь, и уехать можно сейчас только раз в день.

Конечно, маршрут нельзя назвать простым в плане физической подготовки, но горы – это всегда подъемы и спуски, тропы и ущелья, камни, склоны, ручьи. В целом можно порекомендовать такое путешествие и новичкам, самое главное – хорошая спортивная и психологическая форма.
В первой части маршрута можно встретить достаточно много туристов из разных стран, во второй – практически никого, кроме пастухов и пограничников на заставе. Пастухи сказали нам, что мы третья группа за лето.
В следующем году обязательно будет повторение этого маршрута с интересными изменениями и дополнениями, например, ночевка на метеостанции под Казбеком для лучшей акклиматизации, другой переход на перевал Чаухеби и кое-что еще.

Участникам похода большое спасибо. Надо сказать, что группа получилась молодая и бойкая, как в том альпинистском анекдоте про инструктора, новичка и разрядника.

Спасибо участникам:

Андрею за постоянный оптимизм, движ и нестандартный, позитивный взгляд на вещи.
Даше за разговоры о горах и моментальном завязывании узла на конце перил (опыт, он и есть опыт).
Пете за палатку, которую ты забрал у меня, когда совсем не шлось и яблоки для компота.
Оле за старобелоруские песни в Шатили и не только под миллиардами звезд и зашитый рюкзак.
Артему за надежность и воду в том ручье, где ты искупался.
Юле за инструкторские целые еденички кент в конце похода и постоянное напоминание, что нужно еще чая.
Виталю за помощь и критический подход ко всем-всем вещам на свете.
Маше за очередной урок по терпению, которых никогда не бывает много.

ну и я в конце

SAM_2949

SAM_3052

DCIM100MEDIA

П.С. Фотографии участников — Петра, Виталия, Андрея.

Если о чем не написал, то неумышленно, возможно, напишу вторую часть, надо потерпеть.