Безенги. Мои 3 месяца и 6 дней в 2016-м

– Есть желание заниматься любимым делом и получать за это деньги? – спросил себя я.
– «Пожалуйста! Едь в Безенги» — ответил сам себе.
– А что будет на равнине дома без тебя? – вмешалась совесть. И тут же была спрятана в чулан моей души подальше, чтобы не мешала…
Автор: Юрий Кожухов

Вот с такого диалога меня и моей совести началась моя работа в этом году инструктором в альплагере Безенги. Да что тут скрывать, уверен, что у многих горовосходителей похожие  диалоги проходят регулярно перед каждым выездом на сборы.

Встретились на этот раз с альплагерем 3 июня. Я, мой товарищ Максим (тоже инструктор альпинизма из Бреста) и мой 13-ти летний сын Егор разместились в одной комнате уютного дома «Тёплый угол»image001

В этом сезоне территория лагеря существенно приросла домиками для проживания, новой игровой комнатой, массажным кабинетом, баней и другими строениями.

Так что мы начали свою трудовую деятельность не с восхождений, а с покраски и благоустройства корпусов.

Самыми первыми альпинистами в лагере оказалась группа из Минска (руководитель Шихова Татьян,) ребята героически проводили занятия и совершили два восхождения в совершенно заснеженном районе. Снега навалило так много за зиму и весну, что до конца июня многие маршруты были так и не пройдены даже опытными альпинистами. К слову сказать, на такую дежурную гору как Гидан по 2А не смогла подняться группа КМСов и 1 разрядников. А на главную Укю по 2А смогли взойти в июне только наши минчане и двойка опытных дядек из Москвы, а пять групп повернули обратно.

К 12 июня начали прибывать смены новичков, и начинающих спортсменов. И понеслась учебная программа!. Плюс, как никогда, в этом году к нам много приезжало автобусов с экскурсиями. Что ни суббота, то идёт автобус с людьми сочувствующих нам. (Старая история про то, как тяжело нести нам рюкзак, да как опасно в горах …. Ну вы же сами знаете).

На каждую учебную смену со всех концов Советского Союза!…именно так хочется написать. Но я немного слукавлю, поскольку их было ещё дальше и больше. Приезжали ребята и с Приморского края, Владивостока, Якутии, Урала, Нижневартовска, Норильска…Казань, Москва, Питер – вообще, такое ощущение, не уезжают никогда из Безенгов. Киев, Минск, Калининград, Казахи….Поляки, испанцы, американцы… И всё это не смотря на то, что здесь очень длинные подходы на горы и сами маршруты часто бывают заснеженными, а скалы покрытые льдом. Но, может как раз эта сложность и привлекает всех тех, кто привык лазить по «тропикам». «Тропиками» безенгийцы начали называть все остальные районы Кавказа.

График работы инструктора очень напряжён. Смена длится 11 или 21 день в зависимости от уровня подготовки. Между сменами 1 день отдыха, и снова смена. У молодого поколения преподавательского состава занятия начинаются с 6.30 (7.00) утра и заканчиваются только к 19.30 вечера. С перерывами на приём пищи, конечно же. А восхождения строятся по принципу: раньше встал – больше успел. Поэтому не редки в Безенгах выходы на маршруты в 2-3 часа ночи.  В среднем за смену вы гарантировано сможете взойти на 4, 5, а то и 6 гор.

В группы попадают разные люди. И физически сильные, и нытики, и толстые, и зачарованные вегетариацы… Но так радует, что все они ХОРОШИЕ люди. И если и случаются конфликты, то только от недопонимания друг друга.

Спустя три смены работы, я взял отпуск и решил отдохнуть – мы с Максимом пошли на нашу давнюю мечту – вершину Шхара, расположенную на Безенгийской стене. Маршрут «по крабу» 5А к.с. Особенностью восхождений на «Стену» является то, что в большинстве случаев нужно идти с одновременной страховкой по сложному рельефу. Здесь сочетается и высота (это уже 5 000 метров), и техническая сложность, и скалы покрытые снегом, и многочисленные карнизы в разные стороны от гребня. Но главное это тактика восхождения. И несмотря что всё в конечном итоге для нас сложилось хорошо. Были некоторые просчёты. А именно:

• После 8 часового подхода на ночёвки мы в ту же ночь, поспав всего 6 часов, пошли на маршрут…. Это неправильно. На серьёзный маршрут нужно идти хорошо отдохнув.
  • На штурм вершины (второй день восхождения) мы не взяли термос с чаем и горелку. В результате я пил холодную воду и снег… попал потом в больницу.
  • Обувь должна быть ИДЕАЛЬНА. У меня были пластиковые двойные ботинки, и я чувствовал себя замечательно. А вот мой друг взял крутые, но одинарные боты и что-то пошло не так….в результате сильные потёртости на пальцах. Макс выбыл из дальнейших восхождений в этом сезоне.

Шхара огромная, высокая и трудная гора. Неоднократно мы останавливались в отсидке от сильного снегопада или грозы, которые, впрочем, заканчивались через 1-1,5 часа, и снова наступала хорошая погода.

Три года мечтаний, три дня восхождения и вершина наша. Всё хорошо. Спустились на ночёвки. Макс пошёл в лагерь, а я остался болеть на ночёвках. Поскольку температура была 38.2 (холодной воды попил) и я хотел отлежаться… Но через сутки моя отлёжка закончилась. На соседней горе (Дыхтау) на маршруте 5а в двойке один человек сорвался, дюльферяя со старой петли. Повреждены кисть и голеностоп (хорошо отделался). И я пошёл наверх оказать содействие в спуске пострадавшего. Почему я пошел, когда у меня была ангина и температура? С удовольствием бы сочканул, но так ведь никого рядом в 18ти км, кроме меня не было. И я решил, что тому парню, что упал всё ж похуже, чем мне… Парня спустили к хижине только к 12-ти ночи. Нормально. Все живы. Ну а я….а я потом дотелепал до лагеря и благополучно попал в больницу, где курс антибиотиков вернули меня к работе.

Была в этом сезоне и ещё одна замечательная гора. Это Миссестау по маршруту Шевченко 5Б к.с.

Познакомившись в лагере с таким же белобрысым инструктором, как и я, и, поговорив буквально 10 минут, мы поняли, что хотим одного…вернее одну – Миссес. Выждав момент, когда одна смена уехала, а вторая ещё не приехала, мы быстренько запаковали свои рюкзаки и вышли в два часа ночи прямо из лагеря Безенги на маршрут. Времени было мало, поэтому и было принято решение восходить «сходу». Через пять часов подхода мы стали под маршрутом. Старое описание вело нас слева от контрфорса, а новые фотографии предыдущих групп рекомендовали идти справа. На внутренние споры ушло два часа. И мы решили не придумывать нового – пошли по классике. Тяжёлое лазание сменялось очень тяжёлым (всё по описанию), переходящим в ИТО. Вытягивание груза и очень разнообразное лазание с различными видами станций существенно отвлекали нас от нехватки воды (снега, льда) на маршруте. Хотя в описании снега нам предсказывали по самые пределы. Поэтому теперь я знаю, что могу работать 47 часов летом вдвоём на 1 литре воды на южном гребне. В конце вторых суток, чтобы совсем не склеится, мне пришлось дюльфернуть на 70 метров – именно там был первый доступный ручей. И на добытой влаге мы прошли ещё сутки до долгожданной снежной подушки. Правда, от такого испытания на обезвоживание, у меня начались судороги рук. Особенно когда лезешь. А это существенно осложняет жизнь на крутом рельефе. Благо мой товарищ оказался очень вынослив, и вовремя меня сменил на лазании первым.

Маршрут класс. Вершина красивенная. Через три ночёвки вверху мы спустились в лагерь, где я тут же приступил к выполнению своих обязанностей – моя пятая смена участников уже приехала и была готова к обучению.