Пеший поход 5-й категории сложности в Центральном Тянь-Шане

Место проведения: Центральный Тянь-Шань (Терскей Алатоо)

ИДЕЯ ПОХОДА

В 2015 году мы прошли маршрут по Терскею. Остались очень довольны, хотя задумки удалось реализовать не все.
Из того, что просто хотелось пройти  перевал из цирка р. Аныртор в долину Аксу, так как в прошлом году видели только красивую ледовую стену на подходах, а от прохождения перевала пришлось отказаться. Хорошим вариантом будет прохождение перевала Московский (2А), описание которого удалось обнаружить в отчете А. Шостака.
Хотелось поставить точку еще в одном вопросе. В прошлом году мы прошли перевал Кызыл Ашутор (2А), более логичный при прохождении с запада на восток по сравнению с перевалом Кызыл Сев. (2А), пройденный группой Титова. Открытым остался вопрос сложности траверса между ними. Если траверс несложен, то эти перевалы удобно проходить в связке, так как определяющим у пер. Кызыл Ашутор является восточный склон, а западная сторона — 1Б. Судя по описанию Титова, у пер. Кызыл Сев. определяющая — западная сторона, а восточная на уровне 1Б. Связав эти перевалы, можно получить более простую связку 1Б (если траверс не сложнее 1Б).
И, наконец, в прошлом году мы посмотрели издалека на долины и сырты за главным хребтом Терскей Алатоо, соответственно, появился интерес хотя бы немного пройти и по ним, особенно с учетом того, что эта часть туристами посещается достаточно редко.
В результате появился маршрут, логически состоящий из 3 частей примерно одинаковой длины.
Задача первой части акклиматизация и переход через главный хребет Терскей Алатоо с севера на юг. Участок включает два перевала 2А (Московский и Тургень Ю.-В.) и один перевал 1Б (Тургень). Выход на южную сторону через перевалы Тургень и Тургень Ю.-В. самый простой из расположенных вблизи традиционных пунктов заброски, остальные — более высокой сложности.

Автор: Прытков Валерий Александрович

Фото: Андрей Копать и Антон Пытель


Вторая часть — в основном, тропежка, по речным долинам с юга от главного хребта Терскей Алатоо. Проходится только один перевал — Куйлю С. (1Б). Препятствием могут оказаться переправы через реки при отсутствии мостов. На этот случай предусмотрен запасной вариант обхода. Возможны также трудности на береговых прижимах при отсутствии троп.
На завершающем участке выполняется обратный переход через главный водораздел через перевал Ашутор (1Б) с радиальным выходом на траверс Кызыл Ашутор — Кызыл Сев. (2А). Кроме того выполняется переход из долины Чонг-Кызылсу в долину Джеты-Огуз через перевал Джылысу Ц. (1Б), чтобы осмотреть достопримечательности Джетыогузского ущелья.
Таким образом, был запланирован достаточно напряженный, логичный и красивый маршрут.
Маршрут был пройден с незначительными изменениями. Не удалось пройти перевал Московский, из-за плохой погоды и тяжелых рюкзаков в первые дни движения. Был выполнен радиальный выход под ключевой участок, но в итоге пошли запасным вариантом через перевал Аныртор Сев. Взамен пер. Куйлю Сев. был пройден пер. Куйлю Юж., который показался более удобным на подходах. И, наконец, из-за потерянных резервных дней маршрут был окончен на метеостанции на р. Чонг-Кызылсу.

Нитка маршрута: с. Теплоключенка — кур. Алтын Арашан — пер. Аныртор Сев. (1А, 3600) — пер. Тургень (1Б, 4150) — пер. Тургень Ю.-В. (2А, 4390) — р. Куйлю Вост. — пер. Куйлю Юж. (1Б, 4250) — р. Сарычат — пер. Кызыл Ашутор (2А, 4420) — траверс гребня до пер. Кызыл Сев. (2А, 4420) — пер. Ашутор (1Б, 4172) — р. Чонг-Кызылсу — метеостанция.

 

Состав группы. 5 человек

NФИОг.р.подготовкаобязанности в группе
1image006Прытков Валерий Александрович1975V (Р) – Терскей Алатоо, пер. 2Б, выс. 5642руководитель
2image005Моюрников Александр Александрович1987V – Ц.Кавказ (у), пер. 2А, выс. 5642хронометрист, кассир
3 image007Пытель Антон Николаевич1985V – Ц.Кавказ (у), пер. 2А, выс. 5642завхоз
4 image008Копать Андрей Николаевич1986IV – Ц.Кавказ (у), пер. 2А, выс. 5621реммастер, фотограф
5 image009Брок Александр Алексеевич1967V – Пол. Урал (у), пер. 3А, выс. 5642медик

СХЕМА МАРШРУТА

На схеме пройденный маршрут показан штриховой зеленой линией, малиновые треугольники отмечают места ночевок, возле которых указаны соответствующие даты. Малиновой штриховой линией показаны непройденные фрагменты запланированного маршрута.

image011

image014

image016

image018

image020

ВЫСОТНЫЙ ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

visotny

Профиль построен на основе данных навигатора. Учитывая, что навигатор не находился в режиме постоянной записи трека, полученный трек существенно спрямлен и поэтому не везде выдержаны расстояния по горизонтали. Кроме того, они указаны без учета коэффициента 1,2. Средняя высота ночевок – 3309 м, максимальная – 4222 м. Суммарный перепад высот на маршруте (сумма подъемов и спусков) составил 12799 м, в среднем 711 м в день. Максимальный суточный перепад составил 1419 м при прохождении траверса гребня от пер. Кызыл Ашутор до пер. Кызыл Сев. 27.07. Средний набор высоты составил 375 м в день при максимальном наборе 801 м при подъеме на пер. Куйлю Юж. (23.07), сброс – 336 м в день при максимальном 1004 м при спуске к р. Куйлю Вост.(21.07).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

1  день. 11.07.2016. с. Теплоключенка кур. Алтын Арашан

В предыдущий день мы прилетели в Бишкек около обеда, нашли водителя, готового везти нас в Теплоключенку, а по дороге в Бишкеке завезти и на рынок, и в RedFox, закупились (газ, продукты), и выехали. В Теплоключенке уже были фактически ночью. За дополнительную сумму уговорили его проехать немного вверх по ущелью. Поставили лагерь и легли в 1:40.

Утром подъем в 6:40, на завтрак перекус без готовки горячего и арбуз с дынькой. Перепаковали рюкзаки в «походный» режим (Ф. 1). Вышли в 9:40.

Здесь хорошая дорога идет по левому берегу реки Арасан. За первый переход (25 минут) дошли до ручья, на возвышении за ручьем возможны стоянки. Еще один переход заняла дорога до моста на правый берег (Ф. 2). Чуть больше часа занимает движение до места, где через реку есть мост к кошу. Основная дорога продолжает идти правым орографически берегом, мы продолжаем движение по ней. На этом участке нет чистой воды, места под стоянки периодически появляются. У этого второго моста есть ручей, еще один — в 5 минутах за ним. Дальше места для стоянок встречаются редко. Еще километра через два с половиной (1 час движения от моста) доходим до оборудованного места отдыха, где есть ручей, беседка, столик (Ф. 3). Становимся на обед. Отсюда дорога уходит серпантином вверх. Через 50 минут движения проходим ручей, еще через 25 минут — еще один ручей, около которого есть места под палатки. Отсюда идет более крутой подъем, за которым открывается доли-

image053

Ф. 1. Первый лагерь

Ф. 2. Мост

Ф. 2. Мост

Ф. 3. Оборудованные стоянки

Ф. 3. Оборудованные стоянки

Ф. 4. Источники Алтын Арашан

Ф. 4. Источники Алтын Арашан

На источниках палатки поставили на территории гостевого дома за символическую плату. Вечером сходили на источник искупаться.

2  день. 12.07.2016. кур. Алтын Арашан верх. р. Аныртор

Вышли в 9:10. От источников в долину реки Аныртор ведет хорошо набитая тропа по правому борту ущелья, которая достаточно круто уходит вверх. Примерно через 1,5 часа движения (на третьем переходе) тропа пересекает ручей. Отсюда подъем  становится  положе,  а  тропа

заметно сужается. В течение следующего получаса проходим мимо одного, а затем и второго коша. Между ними есть мост через Аныртор. Вскоре подъем заканчивается и долина становится практически ровной. Тропа становится довольно слабой, через нее периодически бегут ручьи, большое количество заболоченностей, которые обходятся слева у склона. На одном из ручьев, не доходя около километра до ручья, вытекающего из озера, через 2 часа движения от кошей, встали на обед.

С обеда вышли в 15:40. Движение идет по слабой, постоянно прерывающейся и исчезающей тропе, которая постепенно и вовсе сходит на нет. Подходим к прижиму. Подымаемся практически под скалы и уходим вправо, к реке. Здесь она уходит в камни и мы переходим на левый берег, где меньше осыпей и двигаться несколько легче. Осыпи чередуются с травяными участками, которых постепенно становится все больше. Склоны подболочены. Через три часа движения нашли ровный участок и встали на ночлег около ручья (Ф. 5).

Ф. 5. Лагерь в верховьях реки Аныртор

Ф. 5. Лагерь в верховьях реки Аныртор

3  день. 13.07.2016. рад. выход под пер. Московский (2А, 3950)

Вышли в 10:30. Вскоре долина оканчивается моренным валом, на который мы и взбираемся. Наверху есть место, где можно встать лагерем, стекает чистый ручей, ниже открывается озеро. Путь до озера — 1 час 20 минут движения от начала движения. Учитывая, что вес рюкзаков высок, и из-за недостаточной пока акклиматизации движение идет немного медленнее, чем того хотелось бы, решаем поступить следующим образом. Поставить лагерь здесь, а после обеда, взяв часть вещей и снаряжение выйти под перевал, оставить вещи там и вернуться в лагерь, чтобы завтра выйти в облегченными рюкзаками.

Пока обедали, начало натягивать облака. Путь к перевалу Московский идет вдоль озера, далее переходим реку с ледника и начинаем подъем на боко вую морену правого орографически склона долины (Ф. 6, 7). Если надеть кошки, то возможно движение и по языку ледника. В конце морены по скально-осыпным и травяным полкам до 50º движемся под перевал (Ф. 8). Вышли практически под ключевой, верхний участок (около 50 м вертикали осталось), когда пошел дождь (Ф. 9). Намокли камни, движение стало затруднительным. Быстрый поиск прохода наверх результата не принес.

Ф. 6. Путь к перевалу Московский

Ф. 6. Путь к перевалу Московский

Перед нами встал нелегкий выбор: оставить здесь заброску, не имея гарантии, что найден выход на перевальную точку. В случае ухудшения погоды морена покроется снегом, проходимость склона значительно снизится, придет снова выходить под перевал чтобы просто унести заброску обратно. В итоге можем и перевал не пройти, и время потерять. Правда, погода может и не испортиться. Второй вариант — возвращаться со снаряжением и уходить на запасной вариант движения. При плохой погоде сэкономим время. При хорошей — будем кусать локти, что не сделали полноценной попытки.

Ф. 7. Переправа через реку с ледника

Ф. 7. Переправа через реку с ледника

Ф. 8. Под перевальным взлетом

Ф. 8. Под перевальным взлетом

Ф. 9. Отсюда мы повернули обратно

Ф. 9. Отсюда мы повернули обратно

Ф. 10. Ледник цирка реки Аныртор

Ф. 10. Ледник цирка реки Аныртор

Ф. 11. Вода в реке с ледника значительно поднялась

Ф. 11. Вода в реке с ледника значительно поднялась

Все-таки здравый смысл — у нас начало похода и пока не до рисковых решений — берет верх. С сожалением возвращаемся в лагерь вместе со снаряжением. Дождь между тем становится проливным. Река с ледника значительно разливается, нам уже не удается перепрыгать ее по камням, как по пути наверх (Ф. 11). Переходим у самого озера, на разливе.

Весь путь туда-обратно с поиском варианта подъема занял 4 часа. Позже, при тщательном рассмотрении сделанных фото, стало понятно, что в спешке мы ушли правее пути на перевал.

4  день. 14.07.2016. подход под пер. Аныртор Сев.

Вышли в 9:15. Уходим вниз. Сначала двигались по левому берегу, по пути подъема, потом перешли на правый, где река уходит в камни. Ушли немного рано, осыпи по правому берегу такие же неудобные, как и по левому (Ф. 12). Уходить на правый берег необходимо было немного позже, практически перед прижимом.

После спуска с прижима и перехода реки от озера правого цирка долины (Ф. 13), мы начали двигаться траверсом склона, чтобы не сбрасывать высоту перед перевалом Аныртор Северный, которую потом придется набирать. Двигаться не сложнее, чем по низу, также участки  заболоченности,  скрытых  камней,  фрагменты скотогонных троп. Ближе к перевалу начинаются заросли кустарника.

Ф. 12. Верховья реки Аныртор

Ф. 12. Верховья реки Аныртор

Ф. 13. Путь движения

Ф. 13. Путь движения

Ф. 14. Вид с висячей долинки под перевалом

Ф. 14. Вид с висячей долинки под перевалом

Здесь мы выходим в сухую ложбину, которая ведет к перевальному цирку и практически «в лоб» подымаемся наверх. Погода между тем портится (Ф.14). Ложбина выводит в небольшую висячую долину под перевалом. Удобных стоянок на склоне до этой долинки нет. Здесь удобно ставить лагерь, однако нет воды. Учитывая погоду, разбиваем лагерь. Время — 13:30. Воду нашли в 15 минутах ходьбы траверсом склона с небольшим сбросом (порядка 30 метров) вдоль долины Аныртор в сторону источников Алтын Арашан. Там в складке под камнями протекает ручей, который на небольшом участке выходит на поверхность. В этом месте мы сложили турик. Дождь пошел вскоре после обеда.

Стала очевидна правильность нашего вчерашнего решения идти запасным вариантом — в таких условиях на перевал Московский мы бы не поднялись, в лучшем случае подтянулись бы на морены под перевальным взлетом.

5  день. 15.07.2016. пер. Аныртор Сев. (1А, 3600) — р. Аксу

Ночью дождь, который продолжился и утром. Несмотря на ранний подъем, вышли только в 11:10 — пережидали дождь. К счастью, он закончился, облака немного растянуло. Движемся левым орографически склоном цирка к перевалу Аныртор Северный (1А, 3600). Через некоторое время выходим на слабую тропку, которая постепенно становится более заметной (Ф. 15). На перевал вышли за 1 час 20 минут от начала движения (Ф. 16). На перевале можно поставить палатки, однако воды нет.

На перевале с северной стороны лежит пласт снега. Обходим его слева и движемся вниз тропой, которая крутым серпантином уходит вниз (Ф. 17). Затем тропа пересекает распадок с ручьем и выходит на отрог (Ф. 18). За ним очередной распадок с ручьем, за которым снова начинается серпантин. Здесь склон травяной, тропа местами практически исчезает. Общее направление движения — вниз-вправо. Ближе к долине реки Аксу тропа теряется окончательно. Выходим к ручью, который течет в небольшом овраге с крутыми склонами, который мы пересекаем.

Ф. 15. Движение по тропе к перевалу Аныртор Сев.

Ф. 15. Движение по тропе к перевалу Аныртор Сев.

Ф. 16. На седловине перевала Аныртор Сев.

Ф. 16. На седловине перевала Аныртор Сев.

Ф. 17. Путь спуска с перевала Аныртор в сторону долины Аксу

Ф. 17. Путь спуска с перевала Аныртор в сторону долины Аксу

Ф. 18. Спуск в долину Аксу. Тропа пересекает отрог

Ф. 18. Спуск в долину Аксу. Тропа пересекает отрог

Далее движемся к долине Аксу, где и ставим лагерь, так как пора обедать, а погода опять портится. На противоположном берегу — кош, метрах в ста ниже по течению — мост через реку. Спуск с перевала занял 1 час 40 минут.

6  день. 16.07.2016. верх. р. Аксу

Ночью  —  гроза,  шквалистый ветер, ливень. Вышли  в  8:50.  Сразу  переходим по мосту на правый берег и движемся по дороге. Через 25 минут подошли к кошу, где нас не только угостили кумысом и айраном, но и шурпой (Ф. 19). Второй завтрак отнял 50 минут. Немного ниже слияния с правым притоком (порядка 2 км от места ночевки) через Аксу еще один мост (еще 15 минут движения). Здесь опять внеплановая техническая остановка на 15 минут. Дорога понемногу переходит в тропу. Переправа через приток простая, однако поиск места переправы так, чтобы не замочить ног, занимает некоторое время (Ф. 20).

По тропе движемся 2 часа 10 минут от второго моста, где на ручье делаем обед. Ручей подболочен. Здесь уже начинается поворот влево и недалеко до слияния с крупным левым притоком (отметка на карте — 2997).

На  слиянии   прижим,  который  обходится  поверху.  Тропа  на  этом участке совсем сходит на нет и снова появляется только наверху. Разведка заняла 20 минут. Правильный вариант движения — по лощине с ручьем, которая незначительно уходит влево. Выход наверх занял час движения от обеда с учетом разведки (Ф. 21).

Ф. 19. С местными жителями на коше

Ф. 19. С местными жителями на коше

Ф. 20. Переправа через приток

Ф. 20. Переправа через приток

Ф. 21. Верхняя часть долины Аксу

Ф. 21. Верхняя часть долины Аксу

Ф. 22. Лагерь в верховьях долины Аксу

Ф. 22. Лагерь в верховьях долины Аксу

За прижимом — широкий разлив реки, берег заболочен. Однако мы решили не обходить заболоченность у кромки склона, а двигаться вдоль берега по намытой косе, перепрыгивая отдельные ручьи разлива. Это существенно сократило время движения. После прижима движемся 1 час 20 минут, удобных ровных и незаболоченных участков для лагеря в верхней части долины по пути движения не нашли.

Время еще позволяло двигаться, однако разведка показала отсутствие удобных стоянок в часовой доступности. Кроме того, брод через реку вечером не позволил бы ботинкам остаться сухими. В итоге встали непосредственно перед моренными взлетами на условно ровной площадке (Ф. 22).

7  день. 17.07.2016. верх. р. Аксу — морена под пер. Тургень

Вышли в 8:50. Поднялись на первую ступень взлета, без труда нашли переправу через реку по камням, далее двигались вдоль ручья. Местами приходится обходить скальные выходы, крутизна склона — порядка 20 градусов. Подъем в висячую долину — по центру, выход под ледник справа, за скальным зубом (Ф. 23). Здесь есть места для стоянок. Учитывая, что время 11:50, выходить на закрытый ледник для прохождения перевала поздновато, и мы становимся на обед и ставим лагерь. После обеда прошел дождь, однако мы успели сходить на разведку за перегиб ледника, чтобы иметь представление о дальнейшем пути движения. В целом, за эти 7 ходовых дней отставание от графика составило 2 дня. Основные причины — сочетание плохой погоды во второй половине дня и тяжелых рюкзаков.

Ф. 23. Выход на морены под ледник пер. Тургень

Ф. 23. Выход на морены под ледник пер. Тургень

8 день. 18.07.2016. Отсидка

Ночью — гроза. Утром — туман, снег с дождем. В обед — облачно и дождь. На перевал в итоге не вышли. Но после обеда немного распогодилось.

9 день. 19.07.2016. пер. Тургень (1Б, 4150)

Подъем в 5:00, вышли в 7:05 (кошки, каски). Ледник внизу открыт, без трещин, крутизна 25º (Ф. 24). Затем за перегибом ледник становится положе, на этом участке он закрыт, глубина снега до 0,5 м. Связались. Снег слабый, держит плохо, проваливаемся на 20-30 см, иногда глубже. Идем прямо к перевалу (Тургень, 1Б, 4150), немного обходя понижения по дуге справа (Ф. 25). С левой стороны ледника просматривается зона трещин. Явных трещин на пути движения не обнаружили. Под перевальный взлет подошли за 3 часа от начала движения. На взлете — немного белее крутой участок, подъем на него по небольшой дуге справа занял 35 минут.

На перевале пошел снег, облачно. Тур есть, записки нет. Седловина пологая, можно ставить палатки (Ф. 26).

На спуск виден крутой снежный кулуар, однако нам он не понравился. Немного правее начинается снежный гребень, крутизной до 30º, выходим на него и по нему спускаемся на ледник. На леднике движемся по центральной части в сторону перевала Тургень Ю.-В.(Ф. 27). Этот участок достаточно пологий, высота набирается плавно, можно стоять практически в любом месте. Снег держит неплохо, проваливаемся сантиметров на 10, иногда — на 20-40 см. Дважды накрывает туман, периодически идет снег. Через некоторое время подходим к участку, где слева спускается ледник, здесь слева видны пару широких трещин, проходим этот участок по-прежнему придерживаясь центральной части ледника, по надежным мостам. Очередное облако накрывает так, что видимость снижается до 10 метров. Пытаемся переждать (Ф. 28), но погода все сильнее портится, усиливается снег, в итоге ставим лагерь. Движение с седловины заняло 3 часа 40 минут.

Ф. 24. Выход на ледник (красная линия). Зеленой линией показан альтернативный вариант

Ф. 24. Выход на ледник (красная линия). Зеленой линией показан альтернативный вариант

Ф. 25. Путь к пер. Тургень

Ф. 25. Путь к пер. Тургень

Ф. 26. На пер. Тургень

Ф. 26. На пер. Тургень

Ф. 27. Движение от пер. Тургень в сторону пер. Тургень Ю.В.

Ф. 27. Движение от пер. Тургень в сторону пер. Тургень Ю.В.

Ф. 28. Накрыло. Попытка переждать

Ф. 28. Накрыло. Попытка переждать

10 день. 20.07.2016. пер. Тургень Ю.-В. (2А, 4390)

Вышли в 9:15 (каски, кошки, связавшись). Снег держит, не проваливаемся. Идем к перевалу практически по прямой. Взлет — более крутой участок, до 30, а в верхней части — до 35º, 50 м (Ф.29). Идем на 3 такта, на взлете периодически месим снег, местами по середину бедра (Ф. 30).

Ф. 29. Подъем на пер. Тургень Ю.В.

Ф. 29. Подъем на пер. Тургень Ю.В.

Ф. 30. Верхняя часть перевального взлета

Ф. 30. Верхняя часть перевального взлета

Ф. 31. Рантклюфт перед седловиной

Ф. 31. Рантклюфт перед седловиной

Ф. 32. На седловине перевала Тургень Ю.-В.

Ф. 32. На седловине перевала Тургень Ю.-В.

Ф. 33. Верхняя часть спуска

Ф. 33. Верхняя часть спуска

Ф. 34. Средняя часть спускового кулуара

Ф. 34. Средняя часть спускового кулуара

Перед седловиной — небольшой — до 3 м снежный крутой сброс в рантклюфт от скал слева, выводящий на седловину перевала (пологая осыпь, 15 м) (Ф. 31, 32). Седловина скальная, однако палатки возможно поставить в рантклюфте. Весь подъем от лагеря до седловины занял 2 часа 10 минут.

Это уже третий  перевал маршрута, где мы не обнаружили записки. Здесь даже тура не нашли, хотя группа Михосора в 2006 года сняла записку 19-летней давности. Сложили свой. На спуск внизу скальный зуб, необходимо уходить в кулуар слева от него по крутому (40-45º) снежному склону, 100 м, далее выводящему на среднюю живую осыпь 50 м, 35º, в нижней части — 30º (Ф. 33, 34). С седловины провесили одну веревку (50 м), далее спускались на 3 такта с индивидуальной страховкой. Перед выходом на осыпь — небольшой участок льда и смерзшейся осыпи, для безопасного прохождения вырубили 2 ступени. Весь спуск на ледник занял 1 час 20 минут. Группа Михосора проходила верхнюю часть спуска по осыпи (снега не было).

По пологому леднику выходим на его центральную часть и далее движемся в направлении долины р. Моло, снег уже раскис, проваливаемся на 1020 см. Через 1 час 45 минут после спуска вышли к перегибу и более крутому склону. Здесь впереди просматривается зона очень больших разрывов (Ф. 35). Они видны и справа, и слева. Разведка заняла полчаса. Справа — ледопад, слева — разломы закрыты мостами. Уходим влево-вниз, пересекая разломы по мостам. Мосты уже не вполне надежны из-за раскисшего снега. Даже без рюкзаков при разведке проваливались по пояс. Поэтому опасные участки переползаем (Ф. 36).

Ф. 35. Один из разломов

Ф. 35. Один из разломов

Ф. 36. Переползание опасных участков

Ф. 36. Переползание опасных участков

Далее по склону до 25º спустились к началу ручья (Ф. 37, 38) и пологой части ледника. На спуске внизу были участки открытого льда, нужны кошки. Пологая часть ледника также закрыта, однако вблизи ручья нижняя ее часть открыта. Шли вдоль ручья, пологая часть заканчивается крутым спуском (до 35º) на морены (Ф. 39). Слева — крупная крутая осыпь (до 35º), из-под которой местами обнажается лед. Осыпь нестабильная, периодически слетают камни. После осмотра решаем двигаться по осыпи (Ф. 40, 41). Спуск от зоны разломов до морены занял 2 часа, еще 20 минут движения — и мы встали на ровных площадках у озерца на морене. Очень вовремя, так как едва мы поставили лагерь, как пошел снег.

Возможно, есть более пологий выход с ледника на правую сторону, на скально-осыпной склон (Ф. 42).

Ф. 37. Спуск к ручью

Ф. 37. Спуск к ручью

Ф. 38. Спуск к ручью

Ф. 38. Спуск к ручью

Ф. 39. Нижняя часть ледника перед моренами

Ф. 39. Нижняя часть ледника перед моренами

Ф. 40. Спуск по осыпи

Ф. 40. Спуск по осыпи

Ф. 41. Морены под ледником

Ф. 41. Морены под ледником

Ф. 42. Нижняя часть ледника

Ф. 42. Нижняя часть ледника

11  день. 21.07.2016. р. Моло — р. Куйлю Вост. — р. Сарычат

Вышли в 9:20. По морене уходим вправо, там ручей, спускаемся вдоль него по скально-осыпным и травяным склонам. К реке Моло спустились приблизительно за час (Ф. 43). Вдоль нее ведет периодически исчезающая тропка, проходим два прижима, которые обходятся по осыпям сверху. Здесь находим рога горного козла, фотографируемся с ними. После прижимов по холмистой травяной долине (тропа здесь теряется) выходим к ручью и возле дороги становимся на обед. В этом месте на карте впадает левый приток. Спуск вдоль реки занял около 2 с половиной часов.

Далее спуск проходит по дороге. Начинаем поддерживать режим 30 минут идем, 10 отдыхаем. Скорость движения (если не считать отдых) — 4 4,5 км/ч. Проходим мимо пустующего коша, через 2 часа 15 минут после выхода с обеда подошли к долине реки Куй лю Вост. Здесь — мост через реку Моло, стоит большой дом, живут люди.

Продолжаем движение по дороге вверх вдоль левого берега реки Куйлю Вост. Долина пологая, река широко разливается (Ф. 44). Наблюдали небольшую песчаную бурю. За 1 час 40 минут подошли к реке Шаркратма. Здесь также кош, пастухи есть. Моста через реку нет, она протекает пару десятков метров прямо по дороге. Бродим, глубина до 0,4 м (Ф. 45). Еще 1 час 20 минут занял путь до реки Сарычат (Ф. 46). Встали на ручье не доходя полкилометра до реки. Найти ровные площадки удалось не сразу. Немного выше — пустующий вагончик. Пошел дождь, поднялся ветер.

Ф. 43. Долина реки Моло

Ф. 43. Долина реки Моло

Ф. 44. Долина реки Куйлю Вост. около впадения реки Моло

Ф. 44. Долина реки Куйлю Вост. около впадения реки Моло

Ф. 45. Брод через р. Шаркратма

Ф. 45. Брод через р. Шаркратма

Ф. 46. Дорога выше реки Шаркратма

Ф. 46. Дорога выше реки Шаркратма

12  день. 22.07.2016. р. Куйлю Вост. — р. Ашутор

Ночью — дождь. Вышли в 9:00. Дорога немного сворачивает вправо — в долину р. Сарычат, там — мост (Ф. 47). За ним — холмистое слияние, где дорога петляет, здесь есть жилые домики.

По дороге проходим несколько кошей (один — между двумя притоками по нашей стороне, около отметки 4316), примерно в 5 километрах от реки Сарычат. Напротив первого из этих притоков — кош на противоположной стороне реки. Оба коша необитаемы. Еще один — на противоположной стороне реки, еще в 4 км далее, несколько выше уреза 3042, где также впадает два при тока с разных сторон реки. Этот кош — обитаем.

Все ручьи, нанесенные на карту-километровку с нашей стороны реки есть, за исключением ручья, находящегося примерно в километре перед отметкой 3960 и в 3 км не доходя реки Ашутор.

Вблизи впадения реки Каратор — живописные остатки старого моста через Куйлю Вост. (Ф. 48, 49). В полукилометре дальше — новый мост, напротив домика на противоположной стороне реки.

Ф. 47. Слияние с р. Сарычат

Ф. 47. Слияние с р. Сарычат

Ф. 48. Слияние с реками Каратор и Ашутор

Ф. 48. Слияние с реками Каратор и Ашутор

Ф. 49. Остатки моста очень живописны

Ф. 49. Остатки моста очень живописны

Ф. 50. Брод через Ашутор у слияния с правым притоком

Ф. 50. Брод через Ашутор у слияния с правым притоком

К остаткам моста подошли к 13:00. Перешли мост и за 40 минут дошли до дома. Здесь дорога оканчивается. Чистой воды нет, жители берут ее из реки и отстаивают. Обеда не делали, поскольку хозяйка пригласила в дом, где мы попили чая с хлебом.

Продолжаем  двигаться  правым  орографически  берегом  реки  Ашутор, река в каньоне, склон довольно крутой, травяной. Идем траверсом. Прижимы становятся все мощнее, на этом участке появляется тропа. За прижимами долина становится довольно пологой и тропа вновь пропадает. За 2 часа 10 минут после домика подходим к слиянию с правым орографически притоком реки. На левом берегу реки Ашутор — палатка пастухов, они показывают нам удобное место брода — несколько ниже собственно слияния (Ф. 50). Глубина — до 0,6 м. Дальше подымаемся на крутой склон и становимся рядом с пастухами. Чистая вода — в 10 минутах вверх по реке, из ручья. Все время движения после обеда периодически «включался» дождь.

13 день. 23.07.2016. пер. Куйлю Юж. (1Б, 4250)

Ночью дождь. Вышли в 8:20. Движемся по левому берегу, когда каньон стал практически непроходимым, переходим на правый берег, примерно в 1 км выше стоянок, через 25 минут движения.

Далее движемся по правому берегу порядка 2 — 2,5 км и в месте, где на карте тропа переходит на левый берег, недалеко от вытянутого ледника слева, бродим реку (Ф. 51). На самом деле тропа отсутствует с момента выхода.

Ф. 51. Верховья реки Ашутор в районе второго брода

Ф. 51. Верховья реки Ашутор в районе второго брода

Ф. 52. Движение к пер. Куйлю Юж.

Ф. 52. Движение к пер. Куйлю Юж.

После брода травяным, а затем осыпным склоном подымаемся к леднику. Понемногу движение по осыпи усложняется, и мы решаем выйти на ледник. Он вблизи левого орографически края открыт, полого подымается, и мы настолько легко пошли, что проскочили кулуар, ведущий к перевалу. Спохватились уже тогда, когда стало возможным обогнуть гребень по леднику. Однако сделали разведку, и, не зная характера ледника с противоположного склона, решили вернуться к перевальному кулуару. До этого места двигались 3 часа 40 минут от первого брода.

Траверсом осыпного склона (30 градусов) без сброса набранной высоты возвращаемся около 400 м к перевальному кулуару (Ф. 52). Кулуаров три. Левый по ходу — с мокрой темно-серой осыпью, средний — с крутыми скальными выходами, а правый — со средней крутой осыпью до 35, а местами до 40 градусов. Однако он выглядит проще двух других. Седловины отсюда не видно. Движемся по правому кулуару. В итоге, за 1 час 20 минут движения после поворота назад на леднике, вышли к гребню.

Здесь нас ждет сюрприз — трехметровый снежный козырек (Ф. 53). Ищем пути обхода, в результате движемся левее, сбрасывая около 40 метров в обход скальных выходов и выходя на серую мокрую осыпь метрах в 200 от точки начального выхода на гребень. Подымаемся вверх, здесь козырек заканчивается и мы выходим на седловину. Переход, включая разведку, занял 45 минут.

Седловина пологая, осыпная (Ф. 54). Тура нет. Можно поставить палатки. Отсюда движемся прямо вниз, по осыпному склону крутизной до 25-30 градусов. В конце забираем немного правее, чтобы выйти в ложбинку между правой боковой мореной и склоном (Ф. 55). Там небольшой ручеек и мы становимся на обед. Спуск занял 20 минут, по пути открылся ледник, который и огибает хребет. Если бы мы не пошли на перевал, а поддались искушению обогнуть хребет по леднику, мы бы спускались с него.

От обеда продолжаем двигаться вдоль ложбинки у ручья, далее по правому борту вдоль реки. Когда ниже становятся видны крутые сбросы берега, переходим реку на левый берег. Отсюда осыпными и травяными склонами спускаемся вниз. Через полтора часа после выхода с обеда выходим к левому притоку, где и становимся на ночлег. Приток не обозначен на карте и находит ся в полукилометре выше второго, нижнего, притока справа. На карте в этом месте изображен овраг, выходящий из-под вытянутого изогнутого узкого ледника. И река, и ручей в этом месте текут по широкому каменному разливу. Чистой воду в этом месте нет.

Как потом оказалось, надо было перебродить ручей, там чистый ручеек из-под травяного склона, и также есть ровные места для палаток.

Ф. 53. Снежный козырек на гребне

Ф. 53. Снежный козырек на гребне

Ф. 54. Седловина перевала Куйлю Юж.

Ф. 54. Седловина перевала Куйлю Юж.

Ф. 55. Путь спуска с перевала Куйлю Юж.

Ф. 55. Путь спуска с перевала Куйлю Юж.

Ф. 56. Ледник с запада от перевала Куйлю Юж.

Ф. 56. Ледник с запада от перевала Куйлю Юж.

Ф. 57. Путь дальнейшего спуска. Зеленым показаны возможные варианты, где перебродить реку должно быть легче

Ф. 57. Путь дальнейшего спуска. Зеленым показаны возможные варианты, где перебродить реку должно быть легче

Ф. 58. Дальнейший путь спуска по долине

Ф. 58. Дальнейший путь спуска по долине

14 день. 24.07.2016. р. Ирташ

Вышли в 9:20. Перешли ручей, увидели, что лучше было стоять с этой стороны, так как есть чистая вода в 400 метрах за ручьем, на карте в этом месте небольшая долина. Продолжили движение по левому берегу реки, двигались вдоль воды. Через 40 минут движения начался прижим. Сходили на разведку поднявшись вверх, однако там холмистый рельеф, в густой траве скрытые камни с выходами каменных россыпей,  сильно  затрудняющих  движение. На разведку ушло еще 40 минут. Решили перейти на правый берег, река в этом месте неглубока (Ф. 59). Место переправы — в 0,7 — 1 км выше, чем нарисовано на карте-километровке. Через 20 минут движения по правому берегу, подошли к распадку с ручьем, и, поскольку дальше идет прижимы, сделали разведку. Прижимы обходятся сверху, склон — 35º, 200-300 м, плотный песчаник с пучками травы, проходится довольно легко. Через 1 час 20 минут после разведки подошли к скальному прижиму, перед которым разливается ручей, и встали на обед (Ф. 60).

От этого прижима идет тропа (начинается непосредственно на прижиме), по ней через 40 минут вышли в долину реки Ирташ. На слиянии стоит брошенный вагончик, вокруг — множество рогов козлов. По долине реки Ирташ тропа, местами по прижимам (Ф. 61), по ней за 3 часа 15 минут подошли к реке Борду. Тропа часто еле заметна, настолько, что после привала не сразу ее разглядишь. По дороге есть неотмеченный на карте ручей, в 2 км не доходя Борду, стекающий по оврагу за отм. 4410. Река бурная, наметили два возможных места для переправы, но отложили ее на утро.

Ф. 59. Переправа через р. Куйлю Зап.

Ф. 59. Переправа через р. Куйлю Зап.

Ф. 60. Скальный прижим

Ф. 60. Скальный прижим

Ф. 61. Тропа вдоль р. Ирташ

Ф. 61. Тропа вдоль р. Ирташ

15 день. 25.07.2016. р. Сарычат — оз. 3736

Вышли на брод р. Борду (Чон-Борду Юж.) в 6:55. Вода по сравнению с вечером спала на 10-15 см. Брод — вверху у окончания скал, там же проходит и тропа. Переправляемся по одному, глубина — до 0,6 м, ширина 10 м. Основная струя — у противоположного берега (Ф. 62). Судя  по отчетам других групп, чаще всего ее бродят стенкой, и глубина обычно больше.

Через 20 минут подошли к следующему броду через р. Киче-Борду. В долине этой реки также стоит вагончик. Здесь спускаемся вниз, метрах в 20 от р. Сарычат (Ирташ) она разбивается на два основных рукава, здесь и бродим по одному. Первый рукав (левый орографически) мощнее, глубина — 0,6 м, ширина каждого рукава — 10 м (Ф. 63, 64). В отчетах других групп ее также бродят стенкой.

Далее 1,5 часа движемся до р. Бороко. За 2 км перед ней ручей, он есть на карте. Бороко не сдалась сразу. Сделали две попытки поиска брода вблизи тропы, где он отмечен туриками (Ф. 65). При выходе на струю палочки уходят в воду по рукоять (примерно метр двадцать). Решили пойти выше, по реке, там в 800 м — широкий разлив, до 50 м, где и бродим. Самые большие струи — до 5 м шириной, глубина — до 0,6 м (Ф. 66).

После переправы — ближайший ручей — в 5 км, на карте в этом месте тропа уходит на правый орографически берег (в действительности продолжается по левому берегу. Ручей минеральный, резко выделяется красным оттенком русла. К нему подошли за 3 часа после переправы. Здесь встали на обед.

Через 1 км после выхода с обеда — с нашего берега впадает река. За ней увидели удобное место для переправы через Сарычат — два рукава (20 минут после выхода). Струя мощная, после разведки переправляемся через первый рукав по парам (Ф. 67). Однако второй рукав перебродить не удалось — струя сбивает. Поиск брода занял 50 минут. Через некоторое время после переправы на берегу — стены недостроенного домика.

Продолжаем движение. Примерно за 1 км до слияния рек у зимовья под ледником Колпаковского тропа окончательно исчезает. Некоторое время тратим на разведку и поиск дальнейших вариантов движения, пытаемся найти место для переправы. Несколько выше слияния — широкий разлив реки со множеством островков. В общей сложности до брода движемся около часа. Бродим по длинной дуге против часовой стрелки, общая протяженность брода — порядка 100 м., глубина до 0,5 м (Ф. 68).

Выходим к зимовке, домик подразрушен, однако производит впечатление используемого (Ф. 69). Отдыхаем. Брод и отдых заняли еще 1 час. Далее двигаемся в направлении озера 3736. На карте к нему ведет дорога, в реальности ее нет, только местами можно догадываться, где она проходила. Начинается дождь, ветер. К озеру подходим насквозь промокшие через 1 час 20 минут от домика. Верховья плато вблизи озера заболочены, оно скрыто в небольшой котловине за скалами. Ставим палатки недалеко от воды, на относительно ровном участке.

Ф. 62. Брод через Чон-Борду Юж.

Ф. 62. Брод через Чон-Борду Юж.

Ф. 63. Брод первой струи р. Киче-Борду

Ф. 63. Брод первой струи р. Киче-Борду

Ф. 64. Вторая часть брода реки Киче-Борду

Ф. 64. Вторая часть брода реки Киче-Борду

Ф. 65. Поиск переправы через р. Бороко

Ф. 65. Поиск переправы через р. Бороко

Ф. 66. Брод р. Бороко

Ф. 66. Брод р. Бороко

Ф. 67. Переправа через первый рукав р. Сарычат

Ф. 67. Переправа через первый рукав р. Сарычат

Ф. 68. Брод через реку из-под лед. Колпаковского

Ф. 68. Брод через реку из-под лед. Колпаковского

Ф. 69. Домик-зимовка на слиянии

Ф. 69. Домик-зимовка на слиянии

16 день. 26.07.2016. оз. 3736 лед. Ашутор Ю.

Утром озеро предстало во всей красе (Ф. 70). Вышли в 9:30. Через 1 км от лагеря и 20 минут пути подошли к реке с лед. Котор. Место брода нашли легко, ширина — около 7 м, глубина — до 0,5 м (Ф. 71). Здесь также заболоченные луга.

Через 1 час 40 минут подходим к слиянию рек, стекающих с лед. Ашутор и Кызыл. Река с Кызыла разливается на несколько рукавов, берега и дно галечные. Брод не составляет труда, глубина до 0,5 м, максимальная ширина рукавов — порядка 7 м (Ф. 72). После идут участки сильной заболоченности, здесь несколько раз заходили в тупик (Ф. 73). Брод и проход в болотах занял еще полчаса. Вход в долину лед. Ашутор перекрыт скальным возвышением по центру (Ф. 74). Русло реки уходит влево по ходу движения, однако вправо кажется проще. Идем вправо. Здесь также много ручьев и сильно заболоченных участков. Постепенно прижимаемся к левому орографически склону, обходя болота. После очередного небольшого взлета оказываемся на боковой морене над ледниковым озером. Находим небольшие площадки около ручейка и становимся лагерем, поскольку выходить на ледник и ночевать на льду никому не хочется. Шли около 1 часа 20 минут после брода и нижних болот.

Стоять можно и на берегу озера, однако там почва мокрая. Разведали выход на ледник.

Ф. 70. Озеро 3736

Ф. 70. Озеро 3736

Ф. 71. Брод через реку из-под лед. Котор

Ф. 71. Брод через реку из-под лед. Котор

Ф. 72. Брод через слияние рек из-под лед. Ашутор и Кызыл

Ф. 72. Брод через слияние рек из-под лед. Ашутор и Кызыл

Ф. 73. Болота

Ф. 73. Болота

Ф. 74. Выход к леднику Ашутор Юж.

Ф. 74. Выход к леднику Ашутор Юж.

17 день. 27.07.2016. пер. Кызыл Ашутор (2А, 4420) — траверс гребня до пер. Кызыл Сев. (2А, 4420) — пер. Ашутор (1Б, 4140)

Вышли в 8:25. Выход на ледник — в нижней части левого орографически борта (Ф.75, 76). Первые 2 метра — до 30º, потом 10 м — 20º, далее положе. Выходим немного ближе к центру ледника.

Ледник в нижней части открыт. Потом закрывается, снег глубиной до 60 см, уже рыхлый, не держит. За 2 часа 10 минут вышли под перевальный взлет пер. Кызыл Ашутор (2А, 4420), первопрохождение которого мы сделали в прошлом году. Здесь выходим в радиальный выход на траверс гребня. Снега больше, чем в прошлом году, и на леднике, и на склонах.

На леднике — множество останков человеческих и лошадиных (Ф. 77). Это жертвы Среднеазиатского восстания 1916 года.

Подъем проходит по крупной осыпи и скальным выходам, прямо вверх к перевальной седловине (Ф. 78). Участок, где в прошлом году, двигаясь с рюкзаками, провешивали перила, сейчас прошли свободным лазанием (Ф. 79). На гребень вышли несколько левее, в 50 м от седловины, на седловину прошли траверсом (Ф. 80). Подъем занял 1 час. При движении с рюкзаками время подъема более 3 часов.

Седловина — скальная, однако в 30 м к югу на гребне есть горизонтальная крупная плита, на которой можно поставить палатки.

Отсюда было видно, что левая сторона ледника у самого склона гораздо дольше остается открытой по сравнению с нашим путем подъема (Ф. 81).

Спуск в сторону лед. Кызыл в верхней части заснежен, в прошлом году полка была открыта.

Траверс гребня идет по скальному гребню, крутизна склонов 35-40º, местами до 70º. Длина траверса — 250 м. Западный склон — скалы, осыпь; восточный склон — снег, скалы. Движение с севера на юг (от седловины пер. Кызыл Ашутор (2А, 4420) до седловины пер. Кызыл Сев. (2А, 4420)) преимущественно непосредственно по гребню. Гребень скальный, из крупных блоков, существенных затруднений при передвижении не составляет. Вначале проходится горизонтальная плита, на которой возможна установка палаток (1-2). Далее имеется участок острого гребня (5 м), где необходимо провешивание перильной веревки для страховки. Далее вновь спокойный участок. Ближе к концу траверса небольшой скальный участок (10 м) по западной стороне, до 50º с элементами скалолазания, необходимы перила. Непосредственно перед выходом на седловину — еще один участок, до 15 м, с небольшим спуском по западной стороне, до 60º, с элементами скалолазания, необходимы перила. Этот участок может быть обойден по восточной стороне по снежной части.

Траверс прошли менее чем за полчаса (Ф. 82), однако при движении с полными рюкзаками он займет порядка 1-2 часов, поскольку будут необходимы перила на 3 участках.

Ф. 75. Выход на ледник Ашутор Юж.

Ф. 75. Выход на ледник Ашутор Юж.

Ф. 76. Озеро под ледником утром

Ф. 76. Озеро под ледником утром

Ф. 77. Человечьи останки на леднике

Ф. 77. Человечьи останки на леднике

Ф. 78. Подъем к пер. Кызыл Ашутор (фото взято из отчета прошлого года)

Ф. 78. Подъем к пер. Кызыл Ашутор (фото взято из отчета прошлого года)

Ф. 79. Скальный выход на пути подъема

Ф. 79. Скальный выход на пути подъема

Ф. 80. Выход на седловину пер. Кызыл Ашутор

Ф. 80. Выход на седловину пер. Кызыл Ашутор

Ф. 81. Ледник Ашутор Юж.

Ф. 81. Ледник Ашутор Юж.

Ф. 82. Фрагмент траверса перед выходом к седловине пер. Кызыл Сев.

Ф. 82. Фрагмент траверса перед выходом к седловине пер. Кызыл Сев.

Спуск с перевала Кызыл Сев. (Ф. 83) на запад осуществляли по пути группы Титова. От перевала вправо-вниз ведет широкая осыпная полка, внизу переходящая в скально-ледовые кулуары крутизной до 35º. При движении в кошках по снегу спуск упрощается, мы шли по краю скал, с элементами скало лазания и отдельными 2-3 метровыми участками до 50-55º (Ф. 84).

После выхода на осыпь стали траверсировать вправо, к рюкзакам. Перешли два снежных языка. По пути — простой скальный пояс, 5-10 м, в котором есть осыпные и снежные проходы.

Весь спуск занял 1,5 часа. При прохождении этих перевалов ночевки возможны непосредственно на леднике под перевальным взлетом.

После радиального траверса продолжаем движение в сторону пер. Ашутор, седловина отсюда примерно в полукилометре, движение к ней — по уже раскисшему снегу, до 0,8 м глубиной, периодически проваливаемся. Явных трещин на лед. Ашутор Юж. не обнаружили.

После седловины пер. Ашутор (Ф. 85), которая представляет собой пологое снежно-ледовое плато, спускаемся в торону долины р. Чонг-Кызылсу. Здесь наст на большей части держит, прошли несколько участков по мягкому снегу, до 0,8 м глубиной (Ф. 86). Возможно, здесь есть небольшие трещины. Крутизна склона — до 15-20º. После выхода на пологую ступень за скальным отрогом справа, уходим вправо практически до боковой морены, так как слева и по цен тру — зона разломов на перегибе склона (Ф. 87). Здесь ледник становится открытым. Выход на седловину и спуск до этого участка занял 1 час 50 минут. Обойдя трещины, начинаем спуск вдоль правого края ледника, крутизна — до 20-25º. На морены спустились за 25 минут (Ф. 88).

Еще 30 минут движения по моренам — и мы подошли к удобному месту стоянок. Их по пути встречается несколько, мы двигались левым краем морен, вдоль правого берега текущего здесь ручья. Далее открывается широкое галечно-каменистое плато, где ручьи разливаются, и их можно пеерпрыгать по камням (в прошлом году нам это не удалось, вода была до 0,4 м глубиной).

Здесь мы встретились с группами Галины Вашкевич и Дмитрия Раздробенко, которые только начинали маршрут (Ф. 89). Конечно, мы знали о такой возможности заранее и старались, чтобы эта встреча состоялась.

Ф. 83. На седловине пер. Кызыл Сев.

Ф. 83. На седловине пер. Кызыл Сев.

Ф. 84. Спуск с пер. Кызыл Сев.

Ф. 84. Спуск с пер. Кызыл Сев.

Ф. 85. В районе седловины пер. Ашутор

Ф. 85. В районе седловины пер. Ашутор

Ф. 86. Верхняя часть спуска с пер. Ашутор

Ф. 86. Верхняя часть спуска с пер. Ашутор

Ф. 87. Обход трещин

Ф. 87. Обход трещин

Ф. 88. Путь спуска с лед. Ашутор

Ф. 88. Путь спуска с лед. Ашутор

Ф. 89. Встреча со «своими»

Ф. 89. Встреча со «своими»

18 день. 28.07.2016. р. Чонг-Кызылсу метеостанция

Утром — туман, дождь. Видимость от 10 до 50 метров (Ф. 90). Поймали «сухое» окно, собрали лагерь и вышли в 10:50. Вновь переходим на левый берег по разливу реки и движемся вдоль нее по морене. Река уходит в прижим, берем несколько левее, где можно спуститься. Далее пологой частью долины продолжаем спуск. Местами, а потом все чаще — трава. Проходим ручей, потом скальный прижим, на котором четко начинается тропа (далее она местами пропадает, но ненадолго). Вновь проходим ручей. Выходим к концу висячей долины (Ф. 91), здесь на спуск крутая тропа, очень скользкая от воды. Все это — под дождем, туман немного подняло. Добираемся до первых елок и становимся на краткий отдых после 2 часов 10 минут движения.

После продолжаем спуск по тропе, выходим в долину Чонг-Кызылсу, движемся левым берегом. Проходим прижим поверху и на пологой части долины, опять под удобными елками, вновь отдыхаем (прошли еще 1 час и 5 минут).

Далее выходим ко второму прижиму, он также проходится поверху. Выходим к реке, за которой — юрта и начинается дорога. Проходим заболочен ный луг и выходим к метеостанции (Ф. 92) через 1 час и 5 минут после отдыха.

До окончания маршрута в полном соответствии с планом — еще три дня, однако тогда мы не попадаем на Иссык-Куль, выходим сразу к самолету. Эта оставшаяся часть скорее познавательно-экскурсионная, включает переход в долину Джеты-Огуз и знакомство с нею. Перевал в долину — 1Б, не определяет сложность маршрута. Поэтому принимаем решение заканчивать маршрут здесь, на метеостанции, но съездить в Каракол в музей Пржевальского и на Иссык-Куль.

Поскольку маршрут окончен, позволяем себе расслабиться: снимаем комнату на метеостанции (250 сом/чел), заказываем ужин (50 сом/чел) и баню (100 сом/чел), а также транспорт к побережью на завтрашнее утро (2000 сом).

На следующее утро заезжаем на теплые источники Джилусу, где принимаем ванну под открытым небом (Ф. 93) и доезжаем до Покровки (Кызылсу). Здесь договариваемся за 3000 сом доехать до музея Пржевальского, заехать в Каракол за продуктами и доехать до побережья Иссык-Куля в районе Богатыровки, где нам известно место с родником.

С Иссык-Куля уезжали прямо в аэропорт, договорившись и найдя машину прямо на побережье, пока стояли.

Ф. 90. Собираемся на выход

Ф. 90. Собираемся на выход

Ф. 91. Конец висячей долины

Ф. 91. Конец висячей долины

Ф. 92. Метеостанция

Ф. 92. Метеостанция

Ф. 93. Ванна на источниках Джулусу

Ф. 93. Ванна на источниках Джулусу

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ, ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Маршрут включает переправы через реки, движение по закрытым ледникам, камнеопасные участки.

Переправа через реку вброд с использованием индивидуальной страховки возможна лишь при глубине брода до 0,4 – 0,7 м. В остальных случаях, с учетом крутизны русла, напора воды, ширины брода, при глубине брода 0,5 – 0,8 м пере праву вброд возможно организовать стенкой либо использовать перила, а в случае небезопасности такой переправы – навесную переправу.

Переправы, которые потенциально могут вызвать затруднения: р. Ашутор (Юж.), р. Чон-Борду Юж, р. Киче-Борду, р. Бороко, р. лед. Колпаковского, р. Ашутор (Сев.). В нашем случае вода была низкая, поскольку было много дождей и из-за отсутствия солнца ледники таяли слабо. Нам удалось переходить вброд по одному реки, где даже стенкой другие группы проходили с трудом. Переправы через такие реки необходимо осуществлять утром, до 10 часов, когда уровень воды существенно ниже (на 10-15 см). Стоит заметить, что некоторые реки при отсутствии мостов (р. Аксу, р. Моло, р. Куйлю Вост.) могут стать непреодолимы ми препятствиями (сейчас мосты на них были).

Движение по закрытым ледникам осуществляется в связках. Направляющий прощупывает при движении глубину снега. В случае небезопасного участка ищется вариант его обхода. Интервал движения составляет 10 – 15 м. Обязательны каски. На крутых участках используются кошки. При движении по раскисшему снегу и слабых снежных мостиках можно использовать прием переползания.

Практически все ледники маршрута были полностью либо частично закрытыми, имелись и закрытые трещины. Явные закрытые трещины были на лед. Тургень, очень большие трещины (проходились по мостикам, как правило, переподзанием) — на лед. Моло Вост., зона открытых трещин — на лед. Ашутор Сев. Глубина снега — от 30-40 до 80-100 см. Закрытые ледники лучше преодолевать утром, до 10 часов, по жесткому снегу.

На камнеопасных участках одеваются каски. На осыпных склонах движение осуществляется по возможности вплотную, при смене направления участники находятся друг над другом минимальное время. Камнеопасными являются перевалы Тургень Ю-В на стороне спуска, Куйлю Юж. на подъеме, перевалы Кызыл Ашутор и Кызыл Сев.

Для повышения безопасности и улучшения ориентирования брался навигатор Garmin eTrex30, поддерживающий загрузку пользовательских растровых карт.

Ежедневно назначались замыкающий и направляющий. При необходимости использовались методы индивидуальной и групповой страховки. Интервал между участниками не превышал 20 м. Постоянно использовали крем и гигиеническую помаду с защитой от ультрафиолета (30-50 единиц), в том числе и находясь в облачном слое. При ярком солнце и на ледниках одевали противосолнечные очки. Эти меры позволили избежать солнечных ожогов и снежной слепоты.

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Отсутствие заброски и небольшой разгрузочной петли в начале маршрута привело к очень большому стартовому весу рюкзаков — до 40-42 кг. Даже незначительные сюрпризы погоды в этом случае делают движение крайне затруднительным, а прохождение даже относительно несложных перевалов существенно замедляется. По этой причине (при сопутствующем факторе плохой погоды) группа была вынуждена отказаться от прохождения пер. Московский (2А) в пользу запасного варианта через пер. Аныртор Сев. (1А), несмотря на то, что был выполнен радиальный выход под ключевой участок пер. Московский. Эти же причины привели к потере всех резервных дней на первой трети маршрута, поскольку именно здесь выполнялся переход через Главный хребет Терскей Алатоо.
  2. Было выполнено первопрохождение траверса гребня между пер. Кызыл Ашутор (2А) и Кызыл Сев. (2А). Траверс имеет сложность 1Б при длине 250 м, что позволяет проходить указанные перевалы связкой. При этом общая сложность связки снижается до 1Б, если западный склон преодолевать от пер. Кызыл Ашутор, а восточный — от пер. Кызыл Сев.
  3. Уровень воды в реках был низким. Это во многом облегчило ряд переправ на маршруте.
  4. Снега было больше, чем типично для второй половины июля. Это затруднило продвижение по ледникам.
  5. Погода стабильно ухудшалась с или после обеда, поэтому оптимальным является планирование ранних выходов и при необходимости более раннее окончание движения.
  6. Маршрут можно считать эталонным. Он имеет минимально необходимое для 5 к.с. количество локальных и протяженных препятствий, параметры протяженности и продолжительности соответствуют нормативным. Маршрут может быть пройден и в обратном направлении, правда при этом усложнится прохождение пер. Тургень Ю.-В. (помимо прочего с этой стороны седловина не выражена).
  7. Район пер. Тургень и Куйлю является редко посещаемым туристами.
  8. Высоты ряда перевалов в «Перечне высокогорных перевалов» занижены на 100 — 300 м. При прохождении перевалов региона надо учитывать, что набор высоты может оказаться существенно большим, чем планировалось.
  9. Особо тщательно следует подойти к планированию запасных и аварийных выходов, включая запасные варианты движения, в том числе и на случай не возможности организации запланированной переправы либо отсутствия мостов.

Туристская характеристика района

Западная часть хребта Терскей-Алатау очень разрушена, имеет много седловин, доступных для прохождения. Вершины достигают высоты почти 4 800 м, перевалы находятся на высотах 3 500-4 400 м, категории трудности перевалов до 3А. Северный склон сильно расчленен продольными долинами на систему коротких и невысоких хребтов. Крайняя, западная, часть хребта лишена растительного покрова из-за малого количества осадков, облик местности здесь пустынен.

Западная часть Терскей-Алатау находится в Тонском районе Иссык-Кульской области и Кочкорском районе Нарынской области. Основные пути в район из районных центров Боконбаевское и Кочкорка, куда можно приехать автобусом из Бишкека. Достаточно хорошие дороги ведут в Конуруленскую долину и в верховья Кара-Куджура, существует дорога и далее — в долины притоков Малого Нарына и далее до областного центра Нарына.

Наиболее высокая и часто посещаемая часть хребта Терскей-Алатау — центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы. Туристские маршруты часто проходят не только по долинам и перевалам Терскей-Алатау, но и ведут на сырты Кумтора и Арабели, охватывают горные массивы Куйлю и Акшийрак.

Перевалы хребта Терскей-Алатау в этом районе имеют высоту от 3 600 до 4 800 м и категории трудности до 3Б. Абсолютное большинство перевалов основного хребта и его южных отрогов — снежные и снежно-ледовые. Перевалы северных отрогов хребта разнообразнее, здесь встречаются и скальные, и ледовые, и снежные, и осыпные перевалы, а чаще всего — комбинированные.

Реки северного склона имеют широкие легкодоступные долины трогового типа. Долины южного склона в верховьях, как правило, представляют собой троги, а в среднем и нижнем течении они труднопроходимы и труднодоступны, за исключением реки Теректы.

Перевалы массива Куйлю преимущественно снежного, снежно-ледового, реже скально-ледового характера и имеют категории трудности от 1А до 3Б. Высоты перевалов — 3 600 — 4 800 м.

В массиве Акшийрак много технически сложных снежно-ледовых и скально-ледовых перевалов (до 3А категории трудности), но есть и достаточно простые и в то же время имеющие кардинальное значение перевалы 1Б 2А категорий трудности. Но группам, планирующим путешествия в этот регион, необходимо помнить о необходимости длительного непрерывного пребывания на высоте, обязательных ночевок в снежно-ледовой зоне и очень сурового климата.

Постоянным населением в районе хребта Борколдой являются пограничники заставы Каракол и Узенгикууш, комендатура Карасай. Оптимальное время для пребывания в этом районе — конец июля первая половина августа.

Реки центральной части Центрального Тянь-Шаня относятся к тянь-шаньскому типу и представляют собой горные потоки с быстрым и бурным течением. Наибольший паводок приходится на июль — начало августа. Долины рек, текущих вдоль боковых отрогов хребта, — широкие, а долины поперечных притоков узкие. Вода, как привило, чистая и прозрачная, исключение составляют наибо лее крупные реки, в частности Ирташ. Переправы через реки Терскей-Алатау, Куйлю и Акшийрака обычно достаточно сложны и требуют соответствующей подготовки, знаний, времени, сил. Реки сыртов имеют спокойное течение и сильно развитую дельту. Переправа через них обычно несложна.

Большинство туристских путешествий в районы Центрального Тянь-Шаня начинается в Караколе, который связан с Бишкеком peгулярным автобусным сообщением. Кроме того, имеется регулярное автобусное сообщение по северному и южному берегу Иссык-Куля. Из Каракола во многие близлежашие поселки ходят местные автобусы. В район п. Данкова можно попасть по построенной в 80-х годах пограничной дороге через перевал Ашу-Су.

Оптимальные сроки туристских путешествий на Центральном Тянь-Шане с 1 июня по 30 сентября, а наиболее благоприятные — с 15 июля по 31 августа.

ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДОВ И ОТЪЕЗДОВ

Попасть в Бишкек возможно двумя вариантами – поездом (отправление из Москвы, не ежедневно) и самолетом. Поезд идет ровно трое суток, стоимость сопоставима с ценой дешевых авиабилетов, кроме того, пересекает границу с России с Казахстаном, затем – Казахстана с Киргизией. Несмотря на пейзажи за окном, комфорта от такой поездки мало, да и время тратится впустую.

Самолетов из Москвы в Бишкек летает несколько. Полет продолжается 4 часа. Самый дешевый вариант билетов – около 200 евро туда и обратно, однако покупать их желательно более чем за полгода.

До Москвы из Минска можно доехать большим количеством пассажирских поездов, однако дешевле (примерно на треть) ехать автобусом. Есть удобный вариант компании Ecolines, выезд из Минска с Центрального автовокзала в 22.30, приезд в Москву (а/в Щелковский) около 10.30. Обратно выезд в 21.30, приезд в 10.00. Цена туда-обратно 800 000 белорусских рублей.

Мы выбрали в итоге вариант рейса Аэрофлота из Минска с пересадкой в Москве. Оказалось даже немного дешевле автобуса. У Аэрофлота очень привлекательные нормы по весу: 23 килограмма багажа плюс 10 килограмм ручной клади. Билеты эконом класса тарифа «Бюджет» у Аэрофлота невозвратные. Рейс Аэрофлота SU1833 отправлением 20:35, в Шереметьево в 21:35, далее SU1880, отправлением в 8:05, в Бишкеке в 15:10 (цена 152$). Обратный — SU1883 в 6:20, в Шереметьево в 7:50, далее SU1840 в 13:50, в Минске в 15:15 (цена 135$). Билеты брали 20 января, (т. е. практически за полгода), наверное, раньше были и варианты по цене 135+135.

Если ехать автобусом, то в Москве необходимо на метро проехать до станции «Речной вокзал», где сесть на автобус №851, идущий в аэропорт. Весь переезд занимает около 1,5 – 2 часов. В Москве есть интересный вариант билета на 1 поездку, который действует на неограниченное количество пересадок в наземном транспорте и одну поездку в метро в течение полутора часов.

В Бишкеке к Ошскому рынку из аэропорта ходит маршрутка №380. С Западного (нового) автовокзала ходят маршрутки до Каракола (350 сом). По городу также ходят маршрутки. Проехать маршруткой по городу стоит 20 сом.

Кроме проезда на маршрутках широко развит подвоз попуткой. Здесь – как договоришься. Много такси, цена на них в 3-5 раз выше. Мы прямо у аэропорта договорились с частником, чтобы экономить время, и ехали по варианту «все включено» в Бишкек за обменом денег, газом, продуктами (три разных воз выше по ущелью. Для граждан Беларуси с Киргизией установлен безвизовый режим, регистрации не требуется.

ГАЗ И ПРОДУКТЫ

Большую часть продуктов и газ закупали в Бишкеке, в связи с ограничением багажа по весу. В Бишкеке несколько рынков – Аламединский, Ошский, Дордой и другие поменьше. Для закупки продуктов самые низкие цены и большой выбор на Ошском и Аламединском рынках. Маршрутка из аэропорта идет прямо к рынку. Можно купить практически все – крупы, сладости, сухофрукты, консервы. Цены на крупы примерно, как в Беларуси. На сухофрукты – ниже. Ряд продуктов, включая колбасу и сало, везли из Минска. У таможни аэропорта претензий не было.

Газ в Бишкеке продает магазин RedFox (ул. Ибраимова, 113/2, тел. +996 312 909359, ранее находился по другому адресу, переезд состоялся в 2015 году). В других магазинах газа обнаружить не удалось (звонили по телефону). Стоимость – около 7 долларов за маленький баллон (230 гр), что примерно в полтора раза выше, чем у нас. Тем не менее, газ покупали в Бишкеке, так как самолетом его не провезешь. Позже, узнали у другой минской группы, что они случайно на Аламединском рынке нашли баллоны «дихлофос», стоящие намного ниже. Правда, и газ там низкого качества.

Использовали 2 горелки Pinguin  под резьбовые баллоны, с выносным шланжиком. На случай баллонов «дихлофос» брались переходники. Котлы – на 4 и 3,5 литра. Использовался ветрозащитный экран. Расход газа составляет примерно 1 баллон 230 гр. на полный ходовой день (3 готовки).

ПЛАН МАРШРУТА

ДатаДеньУчасток маршрутаКмСпособ передвижения
9-10.07Минск – Москва – Бишкек – Теплоключенкатранспорт
11.071с. Теплоключенка кур. Алтын Арашан16,6пешком
12.072кур. Алтын Арашан цирк р. Аныртор14,7пешком
13.073пер. Московский (2А, 3950)5,2-//-
14.074верх. р. Аксу6,6-//-
15.075пер. Тургень (1Б, 3800)5,4-//-
16.076пер. Тургень ЮВ (2А, 4200)5,9-//-
17.077р. Куйлю Вост (р. Сарычат)23,7-//-
18.078р. Куйлю Вост р. Ашутор23,5-//-
19.079пер. Куйлю С. (1Б, 4246)9,6-//-
20.0710р. Ирташ22,8-//-
21.0711р. Сарычат20,3-//-
22.0712лед. Ашутор Ю.14,4-//-
23.0713пер. Кызыл Ашутор (2А, 4420)пер. Кызыл Сев. (2А, 4420) (траверс, радиально)2,2-//-
24.0714пер. Ашутор (1Б, 4140) р. Чонг-Кызылсу15,0-//-
25.0715ист. Джылусу р. Джылысу17,0-//-
26.0716пер. Джылысу Ц. (1Б, 3900) р. Джетыогуз16,1-//-
27.0717с. Джетыогуз20,3-//-
28-31.07Резервные дни
1-2.08Джеты-Огуз Бишкек – Москва – Минсктранспорт

Километраж приведен с учетом коэффициента 1,2. Итого: 239,3 км

ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ ДВИЖЕНИЯ И АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ

В случае необходимости возможны следующие варианты выхода с маршрута и (или) его логического изменения:

  1. Подъезд в 1 день вверх по долине р. Арашан до ист. Алтын Арашан;
  2. Прохождение пер. Аныртор С. (1А) вместо пер. Московский (2А);
  3. Прохождение пер. МКТ (2А) или МГС (2А) вместо пер. Куйлю С. (1Б) при невозможности переправы через р. Куйлю Вост.;
  4. Прохождение пер. Куйлю Юж. (1Б) вместо пер. Куйлю С. (1Б);
  5. Исключение радиального выхода и траверса пер. Кызыл Ашутор — пер. Кызыл Сев. (2А);
  6. Окончание маршрута на ист. Джетыогуз;
  7. Исключение участка после ист. Джылысу и выход в с. Покровка (Кызылсу);
  8. Окончание маршрута на ист. Джылысу или метеостанции.

Аварийный выход может быть осуществлен:

  • на участках до пер. Тургень Ю.В. по долине р. Аксу к с. Теплоключенка за 2-3 дня;
  • на участке от пер. Тургень Ю.В. до пер. Куйлю С. по долине р.Куйлю до автотрассы А-364 за 2-3 дня и далее по ней до с. Нововознесеновка за 4-5 дней;
  • на участке от пер. Куйлю С. до пер. Ашутор – по долине р. Джетыогуз до м/с Тянь-Шань либо прииска Кумтор за 3-5 дней;
  • на участке от пер. Ашутор до пер. Джылысу Ц. – по долине р. Чонг-Кызылсу до с. Покровка (Кызылсу) за 2-2,5 дня;
  • на участке после пер. Джылысу Ц. по долине Джетыогуз до с. Джетыогуз за 2-2,5 дня.

ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА

Изменения по сравнению с исходным маршрутом:

  1. вместо планируемого прохождения пер. Московский (2А) из-за плохих погодных условий а также из-за тяжелых в первые дни маршрута рюкзаков был выполнен радиальный выход под ключевой участок подъема на пер. Московский, но в итоге группа пошла по запасному варианту через пер. Аныртор Сев. (1А);
  2. вместо пер. Куйлю Сев. (1Б) был пройден пер. Куйлю Юж. (1Б), который показался нам более удобным на подходах;
  3. маршрут был окончен на р. Чонг-Кызылсу на метеостанции из-за потерянных резервных дней на начальном этапе маршрута.

Все изменения соответствуют запланированным запасным вариантам движения.

ДатаДеньУчасток маршрутаКмСпособ передвижения
9-10.07Минск – Москва – Бишкек – Теплоключенкатранспорт
11.071с. Теплоключенка кур. Алтын Арашан16,6пешком
12.072кур. Алтын Арашан верх. р. Аныртор12,2пешком
13.073м.н. рад. выход под пер. Московский (2А, 3950)3,9 /

5,8

-//-
14.074м.н. подход под пер. Аныртор Сев.3,1 /

6,9

-//-
15.075пер. Аныртор Сев. (1А, 3600) — р. Аксу4,6-//-
16.076м.н. верх. р. Аксу14,5-//-
17.077м.н. морена под пер. Тургень2,0-//-
18.078отсидка-//-
19.079пер. Тургень (1Б, 4150)5,4-//-
20.0710пер. Тургень ЮВ (2А, 4390)4,8-//-
21.0711р. Моло р. Куйлю Вост. р. Сарычат26,3-//-
22.0712р. Куйлю Вост. р. Ашутор23,7-//-
23.0713пер. Куйлю Юж. (1Б, 4250)13,8-//-
24.0714р. Ирташ18,9-//-
25.0715р. Сарычат — оз. 373622,1-//-
26.0716лед. Ашутор Ю.10,7-//-
27.0717м.н. пер. Кызыл Ашутор (2А, 4420) траверс гребня до пер. Кызыл Сев. (2А, 4420)

пер. Ашутор (1Б, 4140)

11,4-//-
28.0718р. Чонг-Кызылсу метеостанция16,1-//-
29.07с. Кызыл-Суу г. Каракол оз. Иссык-Культранспорт
30-31.07оз. Иссык-Куль
1.08оз. Иссык-Куль Бишкектранспорт
2.08Бишкек – Москва – Минсктранспорт

Километраж приведен с учетом коэффициента 1,2. Радиальные участки учтены только в одну сторону. Если участок проходился в разные дни, он учитывался в день первого прохождения. Итого: 210,1 км

Полная версия отчета доступна на сайте РТСС

Еще интересные статьи

Добавить комментарий